Как запрет лететь через Россию отразится на британских перевозчиках
Запрет на полеты воздушных судов Великобритании начал действовать с 11 часов утра 25 февраля, и распространяется на транзитные рейсы. Таким образом, Россия ответили на аналогичные ограничения, введенные Лондоном в отношении "Аэрофлота".
Насколько российские санкции осложнят жизнь британских авиаперевозчиков? Финансовые потери британской стороны сейчас сложно даже приблизительно оценить. Ведь через российскую территорию пролегает один из наиболее популярных авиамаршрутов – в Азию.
"Воздушный Транссиб" стал доступен для европейских авиакомпаний в 1970 году; долгое время Советский Союз не открывал воздушное пространство. Востребованность этого маршрута возрастает с каждым годом. По статистике, в 2014 и 2015 годах количество рейсов в этом направлении увеличивалось на 15 процентов, перетягивая клиентов с других авиамаршрутов.
Что, в общем-то, и неудивительно. Транссибирский маршрут – кратчайший из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Например, путь из Лондона в Токио через южный коридор – на одну 1700 километров длиннее.
Короче маршрут – дешевле перелет. При каждом рейсе из Европы в Азию и обратно по авиа-Транссибу перевозчики экономят до 80 тысяч долларов. А пассажиры прибывают на 3-4 часа раньше, чем при путешествии через другой воздушный коридор.
Альтернативы безусловно есть. Вот только две из них – это северный и уже упомянутый южный воздушный путь. В Азию можно попасть и другим, кросс-полярным маршрутом, но и здесь путь частично будет проходить над российской территорией.
"Земной шар имеет форму эллипса, и лететь ближе к полюсу всегда короче, чем облетать ближе к экватору. Опять-таки попытаться как-то обогнуть через полюс – упрутся в наши же кросс-полярные маршруты, по которым летают американские самолеты через Северный полюс, опять-таки через территорию России в ту же Юго-Восточную Азию, а если лететь на юг, то это единственный маршрут, по которому можно облететь огромную территорию России. То надо понимать, что сейчас надо еще и облетать и Черное море", – говорит Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.
На сегодня через авиа-Транссиб было запланировано более 70 рейсов из Великобритании в Японию и Азию. Это и пассажирские рейсы, и грузовые, на которых перевозчики хорошо зарабатывают. По мнению экспертов, при постоянном облете российской территории, они рискуют потерять азиатский рынок.
"Может идти речь уже для британской компании не только о подорожании их услуг, но вообще о потере этого сегмента рынка. Потому что, понятное дело, что пассажиры и грузы уйдут к конкурентам, которые будут летать напрямую через территорию России и будут делать это быстрее и дешевле. И таким образом, британские авиакомпании просто окажутся неконкурентоспособны и потеряют колоссальный и очень доходный рынок", – говорит Гусаров.
Но, судя по последним событиям – закрытию с полуночи воздушного пространства Польши для российских самолетов, воздушные маршруты в ближайшие дни могут еще не раз скорректироваться.