2 марта 2022, 19:12 2 марта 2022, 20:12 2 марта 2022, 21:12 2 марта 2022, 22:12 2 марта 2022, 23:12 3 марта 2022, 00:12 3 марта 2022, 01:12 3 марта 2022, 02:12 3 марта 2022, 03:12 3 марта 2022, 04:12 3 марта 2022, 05:12

Московский музей современного искусства представляет большую ретроспективу Олега Целкова

  • Картинка
  • Московский музей современного искусства представляет большую ретроспективу Олега Целкова
  • Картинка
    Московский музей современного искусства представляет большую ретроспективу Олега Целкова
  • Московский музей современного искусства представляет большую ретроспективу Олега Целкова
Выставка под названием "Чужой" охватывает 70 лет творчества художника, классика отечественного нонконформизма.

Олег Целков ушел совсем недавно — в 2021 году, во Франции. На московской выставке — больше сотни работ, многие впервые в России. И все поделены на 8 разделов. Сначала 50-е годы. Тогда Олег Целков учился в художественной школе вместе с Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым и тайком по знакомству посещал закрытые запасники Третьяковки и подражал.

Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор выставки: "Здесь очевидно совершенно влияние Сезана и особенно Дерена, такой сезанизм поздний. Здесь виден Ван Гог и читается Матисс вот в этом сочетании салатно-зеленого и оранжевого и желтого — фавизм".

Очень скоро его лишили стипендии: работы не соответствовали канонам соцреализма. "Это было мое крещение", — говорил потом Олег Целков. И скоро на полотнах рождается целковский герой — массовый человек. Он — часть толпы, которую государство с коллективистскими идеалами ставят на пьедестал. Но Целков видит в толпе и в каждом настоящую суть. Которая бывает и дикой, и варварской, склонной к земным удовольствиям и любви. А еще его герой был шестидесятником. Послевоенное поколение идеалистов и гедонистов.

Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор выставки: "Непорочность, невинность и одновременно неискушенность. У них нет никаких традиций, никаких корней, никакого образования, никакого интеллекта — это просто вот они сидят и жрут эти арбузы".

Эту картину на одной из редких выставок увидел американский прозаик и драматург Артур Миллер, купил, но вывезти в Америку не смог. Спустя много лет Целков привезет ее писателю сам. После наивных шестидесятников герой художника меняется — современное искусство в советском обществе не принимают. Он чувствует конфликт и понимает, что выход из него — надеть на своего героя маску. Их у массового человека может быть несколько, на все случаи жизни. Целков с семьей эмигрирует во Францию. Но местного гражданства он не принял. Всегда предпочитал быть независимым. Этому научил и свою падчерицу Ольгу. Которая помнит, что Иосиф Бродский однажды сказал Целкову о его работах.

Ольга Целкова-Шмидт, падчерица О. Целкова: "Я была еще маленькая девочка, я услышала: "Старик, твои картины — это не двадцатый век, и не двадцать первый, и не двадцать второй, а может и не двадцать пятый. Их будут открывать, открывать и открывать".

Эту коллекцию собрать было чрезвычайно сложно — многие работы находились в разных концах света. Вот на этой стене — картины из пяти городов: Нью-Йорк, Франкфурт, Флорида, Калининград, Париж. Коллекционер и организатор Игорь Цуканов лично обещал художнику, что обязательно откроет такую выставку в Москве.

Игорь Цуканов, коллекционер, глава фонда Игоря Цуканова (Лондон): "Такой не было выставки в истории, и, наверное, еще не скоро будет. И причина здесь простая. Эта как бы история отражает всю жизнь, весь творческий путь Олега Целкова — это более 60 лет. И, например, в этом зале находятся работы, которые в Москве вообще никто не видел".

Например, этот автопортрет 64 года. Он долгое время висел в гостиной одной французской пожилой пары. Все эти работы из частных коллекций, доставленные из разных уголков мира, останутся в музее до начала мая.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация