Самарский театр оперы и балета показал на фестивале "Золотая маска" "Фортепианный концерт"
"Самара Шостакович балет 1″. Проект с таким названием в афише Самарского театра не случайно — имя композитора связано с этим городом. Дмитрий Дмитриевич полтора года прожил в Куйбышеве — так называлась Самара. На днях Самарскому театру оперы и балета присвоено имя Шостаковича.
Сейчас в Самарском театре много спектаклей на музыку Шостаковича. В Куйбышеве композитор начал писать оперу "Игроки", закончил "Ленинградскую симфонию" — с осени 1941-го был там в эвакуации.
Сергей Филиппов, генеральный директор САТОБ: "Его эвакуировали из Ленинграда. Причем против его желания. Он достаточно долго сопротивлялся и не хотел уезжать. Его долго уговаривали. Наконец, уговорили, и вот он довольно долго ехал на поезде, добирался, и остался у нас в Куйбышеве. 5 марта 1942 года именно на сцене нашего театра впервые прозвучала его знаменитая Седьмая Ленинградская симфония".
Балет с таким названием тоже есть в афише. А вот на "Золотую маску" номинирована мировая премьера. Специально для самарской труппы молодой хореограф Максим Петров поставил спектакль "Фортепианный концерт".
"Мне дали полный карт-бланш. И я сразу подумал о первом фортепианном концерте, потому что ту музыку я знаю очень давно и у меня уже были какие-то идеи, чтобы когда-нибудь осуществить на эту музыку спектакль. Мне кажется, она очень подходит для танца. В ней очень интересная конструкция. И можно очень интересно работать с этой музыкой в плане танца — как ты будешь взаимодействовать с ней, как ты будешь выстраивать, да, диалог танца и музыки", — рассказал хореограф.
Критики отметили, в танце нет прямых соответствий партитуре. Максим Петров умеет слушать музыку, не доверяя первым впечатлениям.
Максим Петров — хореограф: "Очень по-разному я работаю с музыкой. Иногда я полностью следую за идеей композитора и пытаюсь подчеркнуть что-то в музыке, услышать в ней что-то и проявить танцем, возможно, какие-то не самые явные музыкальные вещи. Но иногда совершенно в противоположную сторону. Как бы музыка идет параллельно, танец идет параллельно".
Артисты говорят, физически этот балет очень непростой — они все время на сцене, выходы один за другим. Важно распределить силы.
Марина Накадзима, солистка балетной труппы САТОБ: "Конечно, это первое время тяжело вот. А так я уже привыкла. Я знаю, когда передохнуть. Ну, то есть и перед спектаклем, конечно, я проверяю. Но не перестараюсь".
По словам танцовщиков, приходилось преодолевать себя, с хореографом проводили по многу часов. Неоклассика — особый язык.
Сергей Гаген, премьер САТОБ: "У нас были современные постановки, но они были совсем другие вот. Там вот чисто современная хореография. А на данный момент здесь неоклассика. Здесь и пуанты, и движения классичные совмещены немножко по-другому. И по корпусам, и особенно по музыке самой, по счетам было сложно."
В спектакле нет литературной основы, нет очевидной истории. Но хореограф уверяет: бессюжетных балетов не существует.
Максим Петров: "На самом деле сюжет этого спектакля заключается в конструкции танца, то как он взаимодействует между собой. Как из движений складывается слово, потом предложение и целый текст. Как этот текст взаимодействует с музыкой. Сюжет этого спектакля в этом".
В названии "Самара Шостакович балет 1″ — есть интрига. Театр планирует создать продолжение.