Российский архив литературы и искусства подготовил выставку к 160-летию со дня рождения Михаила Нестерова
Экспозиция в РГАЛИ рассказывает о неизвестном Михаиле Нестерове. Подлинные документы и фотографии, переданные родственниками художника после Великой Отечественной войны, и сейчас хранящиеся в личном фонде Нестерова, всё это позволяют по-новому взглянуть на факты его биографии. Он пережил смерть жены, многочисленных братьев и сестер, его дочь Ольга была репрессирована. На выставке можно увидеть раскрашенные ею рисунки художника в его письмах домой.
Ольга Шашкова, директор РГАЛИ: "Женская тема у него такая очень сильная. Это, конечно, идет, безусловно от воспоминаний о матери, которая прожила действительно трагическую жизнь, чтобы из 12 детей только 2 выжило. И сам в общем-то Нестеров тоже ведь был при смерти маленьким мальчиком, когда отец пошел уже заказывать гроб ему, и мать горячо молясь с образом Тихона Задонского сумела вытащить его, можно сказать, с того света".
Выписка из метрической книги: Михаил Нестеров родился в Уфе 19 мая 1862 года в семье купцов 3-й гильдии. Основные сведения художник предоставил о себе сам — это его мемуары, написанные от руки в обычной школьной тетради во второй половине 20-х годов. В них он, например, описывает, как коллеги критически восприняли главное полотно всей его жизни "Видение отроку Варфоломею".
Ксения Яковлева, куратор выставки: "Те из участников Товарищества передвижников, кто негативно отнесся к картине Нестерова, попытались во время самой выставки убедить Третьякова, что это не имеет никакого отношения к искусству передвижников. Павел Михайлович их выслушал внимательно, сказал: "Я уже приобрёл эту картину, я сделал это сознательно и я приобрел бы ее снова, даже выслушав то, что вы сказали".
На выставке представлены эскизы художника к росписям двух церквей Владимирского собора в Киеве, куда его пригласил Виктор Васнецов. И храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Этот заказ художник получил от великого князя Георгия Александровича, брата Николая Второго. А вот зарисовки художника к, по-видимому, неосуществленным полотнам.
Ксения Яковлева: "Здесь вот видно, что на четвертинке А-4 листа нарисовано 6 сюжетов, 6 набросков".
Эпиграфом к выставке, да и ко всей жизни Михаила Нестерова могут быть эти слова художника: "В темах своих картин, в их настроениях, в ландшафтах и образах я находил "тихую заводь", где отдыхал сам и быть может давал отдых тем, кто его искал".