"Что делать?" — в БДТ имени Товстоногова представили новую версию спектакля по роману Чернышевского
Оратория, состоящая из нескольких нот, звучащих в черно-белом беспредметном пространстве, словно намекает: спектакль этот подчеркнуто модернистский. В прологе условный автор – его играет Борис Павлович – ведет полемику с самим собой.
Все в романе так и будет. Все поставят с ног на голову, героев переоденут в современную одежду. Будет обыкновенное глумление над классикой, как в наши дни на театре принято.
Режиссер Андрей Могучий утверждает: содержание не принесено в жертву форме. Основная проблематика романа Чернышевского осталась все той же, хотя и получила неожиданное продолжение.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени Г.А.Товстоногова: "Главный герой – женщина, главная тема – свобода, поэтому все равно сюжет строится вокруг женщины, которая приобретает новую степень свободы в процессе сюжета и выходит за рамки мыслимых и немыслимых реалий. Она уходит в космос".
Этот спектакль Могучий поставил еще в 2014 году. Вернулся к нему режиссер полгода назад, показав "Что делать" в Москве. Оказалось, спектакль самообновился, а реплики приобрели новое звучание.
Леонид Нечаев, актер БДТ имени Г.А. Товстоногова: "Время меняет спектакль. То что осенью мы играли в Москве, по форме совершенно такое же, но с точки зрения содержания на первый план выходят другие слова, другие смыслы. Потому что то, что было осенью и то, что сейчас – это два разных времени".
Андрей Феськов, актер БДТ имени Г.А. Товстоногова: "Постановка 2014 года рассказывала о людях-романтиках, людях, которые свои души бросили на алтарь исследований, попробовали сказать новое слово человечеству и провалились с этим".
Теперь идея преобразований человека во имя всеобщего счастья, владевшая героями Чернышевского, превратилась в эксперимент, который поставлен над человечеством некими космическими силами.
Трудно сказать, узнал бы свой роман сам Чернышевский, придя на спектакль Андрея Могучего. Но у каждого времени свои герои. Классические образы – видящая сны Вера Павловна и спящий на гвоздях Рахметов – не слишком созвучны идеалам наших современников.