Выставка "Восточно-прусское золото" открывается сегодня в Геологическом музее в Москве
Не только мухи в янтаре. Именно такие ассоциации с этим солнечным камнем у большинства. Но янтарь — более масштабное явление, чем просто бусы или трубки, уверены в Калининградском музее янтаря. Более двухсот шедевров из своего собрания привезли в Москву впервые.
Виктория Черненко, заведующая сектором выставок отдела фондов геологического музея им. Вернадского: "После окончания Великой отечественной войны в 1945 году Восточная Пруссия вошла в состав нашей страны, мы получили удивительное и уникальное месторождение. Сегодня оно находится в нашей стране и 90 % солнечного камня, запасов мировых, находится на этом месторождении".
Добыча янтаря в промышленных масштабах началась в середине XIX века в Куршском заливе. Для того, чтобы выловить как можно больше камня со дна моря стали использовать и труд водолазов — благодаря этому появился и институт водолазного дела. Добывали янтарь и горно-промышленным способом. Поставки на мировой рынок увеличились в сто раз — янтарь перестал быть материалом только для предметов роскоши, началось и массовое производство.
Светлана Загребина, директор Калининградского областного музея янтаря: "Янтарная мануфактура работала. Добывалось в год перед Второй мировой 500 тонн солнечного камня. Сейчас эта цифра уже гораздо меньше, примерно вполовину меньше. Запасы уже не те и крупных камней все меньше встречается".
Несмотря на постепенное истощение запасов, Калининград продолжает оставаться лидером по добыче и образцом по технике обработки янтаря. В Москву привезли лишь малую часть своей коллекции, рассказывающей о производстве и возможностях ювелирной обработки солнечного камня.