Участники фестиваля "Энергия открытий" представили спектакль "Жизнь подо льдом"
Участники II Международного фестиваля "Энергия открытий" вспоминают забытые имена композиторов и их сочинения. Жизни и творчеству Алексея Животова посвящена драма с оркестром "Жизнь подо льдом". Яна Музыка – о премьере в Московском доме музыки.
Драму с оркестром "Жизнь подо льдом" в день премьеры репетируют с самого утра. Это фестивальный проект, спектакль будет показан только один раз.
Сталин, Шостакович, Ахматова, Северянин, Кузьмин – персонажи спектакля о композиторе Алексее Животове. Пьесу режиссер Дмитрий Сердюк написал сам. Исторический материал собирали по крупицам.
"Не было почти ничего о нем, кроме даты рождения, даты смерти и каких-то автобиографических нот, которые мы знали о нем из Википедии. Поэтому мы пошли другим способом. Кругом его. Важны были те люди, которые жили в то время с ним, и находились с ним", – рассказал режиссёр Дмитрий Сердюк.
Животов известен только профессиональным музыкантам.
"Просто какие-то археологические раскопки, изыскания пришлось провести, чтобы что-то узнать об Алексее Животове. Это был очень закрытый кружок ленинградской интеллигенции, которые собирались на квартирах и встречались, обсуждали творческие вопросы", – пояснил худрук и главный дирижер Симфонического оркестра радио "Орфей", заслуженный артист России Сергей Кондрашев.
И решили оставить после себя только творчество, поэтому нет никаких писем, дневников, записок. Сохранились только партитуры.
Многие из тех произведений, которые прозвучат сегодня, исполняются впервые. И это не просто мировые премьеры. Некоторые партитуры вообще никогда не издавались и специально для этого вечера были набраны с рукописей.
Животов прошел путь от музыкального авангарда до типичного соцреализма. После первых сцен актеры поверх смокингов надевают рабочие халаты. И музыканты оркестра – тоже в этой униформе.
"Для меня это образ времени. Образ такого всеобщего завода. Когда мы все равны, когда мы все серые. И нет эксперимента, мы не имеем на него права. Мы все на одно лицо. И тогда экспериментальная музыка совершенно не нужна", – отметил Сердюк.
При этом – почти никаких биографических сведений. Например, "Театральная сюита". Нет данных о том, для какого театра создана, для какого спектакля. Или "праздничная увертюра": неизвестно к какому событию она написана.
"Музыка Животова – поступь советского человека. Строительство. Опять же марш, опять же яркие фанфары. Очень много меди. То есть композитор пытался идти в ногу со временем", – добавил Кондрашев.
И в этом компромиссе он потерял себя, считают создатели спектакля. Название постановки "Жизнь подо льдом" – образ тонущего человека, которому нечем дышать. Алексея Животова воплощает актёр Дмитрий Миллер.
"У меня вот ощущение что, может произошел у него какой-то надрыв внутри. Слом такой внутренний, и он не смог с ним дальше жить,творить, сочинять", – отметил актер Дмитрий Миллер.
Возвращать забытые имена – миссия фестиваля "Энергия открытий". Поле для исследований – нотная библиотека телерадиоцентра "Орфей".
"Библиотека вообще собиралась с 1928 года. Это библиотека включает в себя ноты советского периода в огромном количестве. Это очень интересные ноты, это песенное творчество наших советских композиторов, это творчество наших российских музыкантов, начиная с 20-х годов и заканчивая нашим временем", – рассказала генеральный директор и худрук Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова.
26 миллионов страниц нот. Кто знает, сколько ещё музыкальных имен XX века предстоит открыть в XXI.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.