В Доме культуры ГЭС-2 представили музыкальный проект "Настройки"
В Доме культуры ГЭС-2 придумали музыкальный проект "Настройки". Композиторы разных поколений создали серию звуковых инсталляций, которые позволяют услышать архитектуру нового культурного пространства столицы.
Пространство ГЭС-2 теперь наполнено не только светом, но и звуком.
Проект "Настройки" исследует взаимоотношения звука и архитектуры. Проспект – общественное пространство: кафе, библиотека, магазины. Композитор Вангалино Курентзис – брат знаменитого дирижера – создал работу специально для этого места.
"Гулкое пространство, в котором звук существует как часть этого пространства. И он создал совершенно удивительную работу, которая построена на очень простом приеме: на звучании громких колокольных аккордов и на отзвуке этих аккордов, на их резонансе", – заявил куратор проекта Дмитрий Ренанский.
Композитор Олег Гудачёв защитил диссертацию о пространственной музыке. Это его первый опыт аудио инсталляции, задействовано 29 источников звука.
"Главное – это погружение слушателя. Иммерсионное погружение в звук. Выстроена специально под художественную задачу полусфера, как планетарий звуковой. Специальные технологии взяты, чтобы звук как можно более гибкими траекториями можно было прописывать", – пояснил композитор, музыкант Олег Гудачёв.
Работа называется "Архипелаг". В основе – звуковые пейзажи трех мест: перекресток Нью-Йорка, джунгли Месопотамии, шанхайская гидроэлектростанция. А ещё – квази-симфоническое сочинение. Композитор задействовал около 70 инструментов, все партии исполнил сам.
Полчаса музыки, которая существует в цикле. Границы конца и начала размыты. Центральная эмоциональная точка – переосмысленная песня "Материнская любовь" Фредди Меркьюри. Последнее, что великий музыкант записал в своей жизни.
"В этой песне "Материнская любовь" он вышел на какие-то запредельные, запредельно душу рвущую ноту. Я в него погружаюсь где-то на 5-6 минут", – пояснил Гудачёв.
Тут самое главное – чувственное переживание звука. В другом пространстве – на парковке – важна история. В последние месяцы работы электростанции, которая тут располагалась, композитор Дмитрий Власик записал звуки турбин и превратил документальный материал в музыку.
Побочный продукт производства – шум – превратился в искусство. Инсталляция, которая размешена в роще – тоже работает с тем, что обычно считается мусором. Призвуки речи – цоканье, причмокивания.
"Мы находимся в открытом пространстве. Вот у нас Дом на Набережной. Там у нас мост, Храм Христа Спасителя. Мы находимся в центре общественной городской жизни Москвы. Музыка этой инсталляции преображает удивительным образом это городское пространство в волшебный лес", – добавил куратор проекта Дмитрий Ренанский.
Для всех очевидно, что свет может полностью преобразить помещение. Создатели этого проекта уверены, что звук способен активировать и преображать пространство.