13 апреля 2022, 18:59 13 апреля 2022, 19:59 13 апреля 2022, 20:59 13 апреля 2022, 21:59 13 апреля 2022, 22:59 13 апреля 2022, 23:59 14 апреля 2022, 00:59 14 апреля 2022, 01:59 14 апреля 2022, 02:59 14 апреля 2022, 03:59 14 апреля 2022, 04:59

Русский музей отмечает 100-летие со дня открытия реставрационных мастерских

  • Картинка
  • Русский музей отмечает 100-летие со дня открытия реставрационных мастерских
  • Картинка
    К столетию реставрационных мастерских Русского музея
  • Русский музей отмечает 100-летие со дня открытия реставрационных мастерских
Сейчас в музее – 89 реставраторов, а число экспонатов – около 4-х тысяч.

Русский музей отмечает 100-летие со дня открытия реставрационных мастерских. Сейчас в музее – 89 реставраторов, а число экспонатов, которые проходят через их руки за год, – около 4-х тысяч. За работой мастеров понаблюдала Салима Зариф.

Под пятью слоями лака скрываются краски куда более светлые и живые. Это Айвазовский – одна из картин цикла, посвященного Северной Войне, называется Петр Первый при Красной горке".

Здесь показан реальный исторический эпизод. Возле Кронштадта разыгрался шторм и понес корабли русской эскадры на мель. Петр Первый на яхте "Лизетта", с риском для жизни добрался до берега и развел костер, тем самым показав безопасный путь своим кораблям.

Картину реставрируют к 350-летию Императора. Но юбилей и у самих реставраторов – 100 лет мастерским Русского музея. И этому будет посвящена отдельная выставка при поддержке "Газпрома".

"В реставрации есть такие же термины, как и в медицине. Есть хроники, хронически болеющие произведения, за которыми надо постоянно наблюдать, есть вещи, которые долго хранятся и до которых не доходили руки, и постоянная плановая реставрация, профилактические осмотры вещей", – заявил генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

В музее – 13 реставрационных мастерских. Здесь работают специалисты высочайшей квалификации. Им подвластны все виды, жанры, техники, материалы. Для тех, кто работает с живописью, главные инструменты – микроскоп и микроскальпель. Когда речь идет о древнерусском искусстве, требуется хирургическая точность.

"На каких-то местах оставлены поздние записи, какие-то места уже слишком перемыты, и моя задача сейчас – все это свести к общему знаменателю, убрать все позднее, раскрыть как можно больше авторской живописи и постараться сделать это так, чтобы выявить ее в таком виде, в каком ее задумывал автор в далеком XV веке", – пояснил художник-реставратор Дмитрий Пейчев.

В отделе золоченой резьбы с помощью тонких стоматологических инструментов возвращают к жизни разнообразную мебель и рамы. В швейной мастерской владеют искусством спасения тончайших кружев, вышивок, древнерусского шитья. А это отдел химико-биологических исследований. Именно здесь определили причину того, что белый фон "Черного квадрата" Малевича внезапно стал серым.

"Написал Малевич картину цинковыми белилами, все было у него белое, но тонировки были сделаны свинцово-цинковыми белилами. И даже по прошествии эта сера свободная, она пришла во взаимодействие со свинцом, а это черного цвета осадок. То есть тонировка посерела со временем", – рассказала старший научный сотрудник отдела химико-биологических исследований Русского музея Елена Саватеева.

Русский музей придерживается концепции научной реставрации, то есть именно реставрации, а не восстановления. Минимальное вмешательство в исторический материал с максимальным его сохранением. Опять-таки медицинский принцип – “не навреди”.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация