Первый кинофестиваль единственных фильмов открылся в Доме культуры "ГЭС-2"
Первый кинофестиваль единственных фильмов открылся в Доме культуры "ГЭС-2". Он задуман как ежегодный, с демонстрацией картин, которые стали у создателей единственными или пока таковыми остаются. Для показов отобраны картины разных стран и эпох, а также российские премьеры лучших международных дебютов года. Подробнее – Станислав Анисимов.
В программу кинофестиваля вошли картины, которые по тем или иным причинам стали единственными для режиссеров. Сама программа делится на ретроспективную и современную, в нее вошли работы дебютантов. На открытии зрителям продемонстрировали "Анемичное кино" – единственную режиссерскую киноработу художника Марселя Дюшана. Смелый эксперимент, доказавший, что чистое кино может быть родственно языку анимации. Фильм стал своеобразным прологом к дальнейшим показам. "Объединяет все фильмы то, что у всех режиссеров они получились достаточно драматическими, кто-то рано умер, кто-то попал в черный список Голливуда и больше никогда не получал деньги на то, чтобы снимать кино, кто-то эмигрировал и, соответственно, в новой среде кинематографом не занимался", – делится куратор фестиваля Денис Рузаев.
"Едва ли жест", лента 1971 года – единственнный кинематографический опыт французского педагога Фернана Делиньи, одного из самых ярких апологетов антипсихиатрии. Направление, которое рассматривало аутизм не как расстройство, а как стигму, способ исключить из общества тех, кого сложно понять. По сюжету герои сбегают из психиатрической лечебницы и оказываются на свободе, к которой не готовы. "Во все времена режиссеров, которые снимают дебютные фильмы, объединяет желание всего себя в этот дебют вложить. Оно и в новых и в классических фильмах, Эта рамка единственности, мне кажется, дает в первую очередь понять, что фильмы могут стать единственными в карьере, могут стать первыми", – говорит куратор фестиваля Денис Рузаев.
"Слон сидит спокойно" – китайская лента, которая вышла на экраны в 2018 году. Сразу после завершения съемок ее режиссер, 29-летний Ху Бо, покончил с собой. Главные герои фильма хотят сбежать из хмурого и агрессивного города туда, где смогут обрести умиротворение, как и цирковой слон, который, согласно легенде, не реагирует на раздражители и сидит спокойно. Тонкая чувственность взгляда и объективный показ жизни сделали эту ленту классикой современного авторского кино. "Хорошая возможность соединить старые классические фильмы с новыми и посмотреть на то, как изменился киноязык, как фильмы из прошлого отражаются в фильмах настоящего, какие там пересечения появились. Мне кажется, они довольно интересные", – уверяет куратор фестиваля Денис Рузаев.
Отдельного внимания заслуживает просветительская программа, посвященная сопоставлению дебютов разных лет. Ее куратором стал киновед Наум Клейман.