19 апреля 2022, 09:59 19 апреля 2022, 10:59 19 апреля 2022, 11:59 19 апреля 2022, 12:59 19 апреля 2022, 13:59 19 апреля 2022, 14:59 19 апреля 2022, 15:59 19 апреля 2022, 16:59 19 апреля 2022, 17:59 19 апреля 2022, 18:59 19 апреля 2022, 19:59

Гость "Белой студии" – Николай Цискаридзе

  • Гость "Белой студии" – Николай Цискаридзе
В новом выпуске "Белой студии" — лауреат двух Государственных премий России и трех театральных премий "Золотая маска", народный артист РФ Николай Цискаридзе.

Об исторической памяти и культуре отмены, о труде педагога и задачах артиста, о своей новой книге и жизни в эпоху перемен Николай Цискаридзе расскажет ведущей программы "Белая студия" Дарье Златопольской.

Смотрите 19 апреля в 21:30 на телеканале "Россия — Культура".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О вечном и преходящем:
"На мою долю премьера Большого театра выпало 8 или 9 руководителей. Когда уходил Григорович, в театре была революция: рушился 34-летний уклад. И Марина Тимофеевна Семенова сказала мне: "Коленька, мы служим только Аполлону". Тогда (мне был 21 год) эти слова казались пафосными. Но чем старше я становился, тем лучше понимал: я служу ни директору, ни чиновнику. Я служу только Аполлону. Это мне давало понимание: я сейчас должен это пережить, но будет новый период. В конце тоннеля всегда есть свет".

О миссии артиста в сложные времена:
"Первые дни после начала событий на Украине были для меня ужасными: мир изменился, а мне предстояло исполнять вдову Симону в "Тщетной предосторожности". Я думал: какое я сейчас имею право играть комедию? Мне было настолько плохо, что я не репетировал ни разу. Доехал до театра и понял, что нет сил. На следующий день тоже. Оделся, сижу на сцене, а двигаться не могу. Но понимаю: сейчас заиграет музыка, и я все сделаю. В итоге спектакль прошел с таким воодушевлением!
Когда я вышел, меня ждала огромная толпа людей, которые говорили: "Николай, спасибо, мы получили огромное удовольствие!". И тогда я вспомнил слова Марины Тимофеевны: мы служим только Аполлону.
Я стоял на площади города, который пережил блокаду... В свое время я читал воспоминания артистов о том, как они, полуголодные, под обстрелами играли комедию — люди цеплялись за жизнь.. И я понял: это моя профессия, и я обязан ей служить. Потому что моя задача — приносить людям удовольствие".

О культуре:
"Есть гениальная фраза, которую приписывают Наполеону: "То государство, которое не кормит свою культуру, кормит чужую армию". Это абсолютно верно. Когда я вожу экскурсии по школе, каждый раз говорю: в оккупированном Париже балет остановился, в Милане балет остановился. Здесь — никогда. Ни во время блокады, ни во время революции. Здесь был дух совсем другой".

О хороших артистах:
"Когда я начинал работать на телевидении ведущим программы "Взгляд", ее редактором был Сергей Кушнерев. И он, готовя меня к эфиру, сказал: "Запомни, Коля. Хороший ведущий — пустой ведущий". Это касается и артистов. Хороший артист — тот, кто может наполниться тем, что нужно для роли, предъявить это, а потом снять. Это не значит, что он пустой человек. Он — транслятор тех эмоций, которые заложил автор".

О классической литературе:
"Все сказано 150 лет назад. В "Войне и мире" у Пьера Безухова рушится мир. И, если мы проведем параллель с переживаниями современного человека, то найдем много общего... А монолог Болконского под небом Аустерлица — сколько тщеславия, гордыни... Это испытывает каждый из нас".

О спектакле "Война и мир" Римаса Туминаса:
"Некоторые сцены этого спектакля — самый настоявший балет. Там нет текста — но есть поставленная пластика для каждого персонажа. И ты слышишь Толстого. Без слов. Я не просто был в восторге — я пришел домой и стал перечитывать роман. В этом и есть смысл театра. Когда тебя не только наполнили, но дали пищу для размышления. Я благодарен тем режиссерам, артистам, композиторам, певцам, танцовщикам, которые заставили меня о чем-то подумать, стать немножко лучше".

О своем учителе:
"Петр Антонович Пестов жил балетом. Он не мог реализоваться как артист: был невысокого роста, мальчик из деревни, без способностей премьера... А ему хотелось быть принцем. Но он вырастил легион принцев — и реализовался через них. Это сотни часов адского сизифова труда! Не было бы его, я никогда бы не танцевал, ничего бы у меня не вышло. Он тот человек, который замесил глину".

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация