Маскарад без слов: пластическая версия пьесы Лермонтова в Театре сатиры
В афише московского Театра сатиры – новое название "Арбенин. Маскарад без слов". Главную роль в этом пластическом спектакле играет Максим Аверин. Репортаж Елены Ворошиловой.
Режиссер Сергей Землянский вдохновляется драматическими произведениями, а на постановках спектаклей – движениями. На язык пластики перевел Гоголя, Шекспира, Пушкина. И вот добрался до "Маскарада" Лермонтова.
Здесь нет слов. Текст Лермонтова актеры передают движением. Это язык пластической драмы, которому остается верен уже семнадцать лет Сергей Землянский. Час пятьдесят артисты на сцене в масках. Они скрывают лица, делают всех искусственными и одинаковыми. Открыты только главные герои – Арбенин и Нина.
Максим Аверин пятнадцать лет назад сыграл Арбенина в "Сатириконе". Там были чувства и слова. Здесь пластика и новый образ. "Внутри текст уже живет. Его необязательно говорить. Чаплин не произнес ни одного слова, а был понятен, ясен, трагичен", – отметил заслуженный артист России Максим Аверин.
Арбенин – азартен, он – игрок, когда-то обыгравший и сломавший другого игрока. Этот другой будет мстить. Он заставит Арбенина поверить в измену его жены Нины.
Это первый сезон в театре Моряны Анттонен-Шестаковой, и сразу главная роль. Сыграть такую Нину и не мечтала. Драматическая актриса, в арсенале которой здесь – мимика, жесты, движение. "Понятно, что у нас есть рисунок, мы его учим, но наполняем его сами. Я сидела вечером и думала: я делаю этот жест, что это значит", – поделилась Моряна Анттонен-Шестакова.
История не про слова и не про танец – про драму. Но артистам все-таки пришлось танцевать. Гротескно. Синхронно. "Самое сложное было из нас из всех создать общий организм. Иначе работа не получится", – рассказала актриса Зоя Бербер.
"Арбенин. Маскарад без слов" – новый опыт для артистов труппы. Где движение делает образ. Это телесное существование не допускает фальши. И обостряет чувства. "Несмотря на то, что ни одного слова нет, я считаю это поэтический спектакль", – признался Максим Аверин.
Сергей Землянский теперь главный хореограф Театра сатиры. Возможно, теперь в афише таких спектаклей без слов будет больше.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.