"Дон Кихот" — премьера в Театре на Таганке
"Перила, ступени. То ли руины амфитеатра, то ли заброшенный стадион. Спортивные ассоциации точно уместны — по сюжету герои приезжают в Россию на чемпионат мира по футболу".
Пьесу Алексей Житковский написал специально для Театра на Таганке. Хотелось создать актуальную историю, где действие происходит в России.
Алексей Житковский, драматург: "Смотрели достаточно много историй про испанцев в России, изучали вообще какую-то историю взаимоотношений, начиная, от эмиграции русской в Испанию, во Францию, там заканчивая вот этой историей про то, как целые диаспоры испанцев здесь были после гражданской войны, как сюда привозили детей. И в общем, как-то у нас это всё складывалось, складывалось".
У Сервантеса всё заканчивается смертью Дона Кихота — а спектакль с этого начинается. Первые полчаса зрители недоумевают. Актеры говорят на испанском и субтитров с переводом нет. Суть происходящего можно понять только по интонации и жестам. Самим артистам эти сцены на незнакомом иностранном языке дались непросто.
Павел Комаров, актёр: "С утра до ночи с текстами, с транскрипциями, со смыслами, с подстрочниками. Так потихоньку, потихоньку учили. Сначала просто учили на уровне звуков".
Этот Дон Кихот с русскими корнями. Его дед — эмигрант. План героев: освободить родовое имение под Тамбовом и успеть на матч сборной. В роли Дона Кихота — Василий Уриевский. Кроме актерской, у него еще и музыкальная карьера. Называет себя фрик-бардом, сочиняет и исполняет ироничные песни. Василий часто думал, что лет через 20, постарев, мог бы сыграть последнего рыцаря человечества. Но роль нашла его гораздо раньше.
Василий Уриевский актёр, музыкант: "Чисто даже физически, я длинный дрищ такой худой, сумасшедший немножечко, поэтому — это вполне моя роль".
Сумасшествия тут будет много. Авторы соединили разные измерения — высокую трагедию и массовую культуру. Жанр роуд-муви, аллюзии на фильм "Бойцовский клуб", интонации русского фольклора.
Герои попадают в сюрреалистические обстоятельства. Чиновник сбивает лося. Местного бандита в собственном доме убивают саблей. Но оказывается, весь этот бред основан на реальных событиях.
Денис Хуснияров, режиссёр: "Только на реальных новостях. То есть, мы набрали реальные новости из телека и из них сконструировали эту Одиссею".
Дон Кихот стремится установить справедливость. Уточняет: мы не грабим, мы порядок наводим. По словам Василия Уриевского — этот персонаж чуть более отрицательный, чем положительный.
"Это фанатик. Безоговорочно верит в какую-то свою идею, в какую-то свою мечту... Даже это не мечта, это какая-то идея. И цель к которой он идет, не смотря ни на что и не смотря ни на кого. И кто бы ему что ни говорил, он не слышит, не понимает. Идет на пролом", — говорит Василий Уриевский.
Режиссёр видит свою задачу в том, чтобы каждый зритель спросил себя — а есть ли в нем такое донкихотсвто.
Денис Хуснияров: "Когда человек борется со злом, он в какой-то степени переходит грань и может быть даже становится страшнее этого зла, с которым он боролся вот. В итоге мы пришли к этой теме".
Русское поле и футбол. Народный заступник. Драка на свадьбе. Спектакль о тех архетипах, которые окружают нас сегодня.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.