Путешествие окончено: как встречали коллекцию братьев Морозовых в Пушкинском музее
Сегодняшний день в Пушкинском музее начался с сообщения о минировании... и эвакуации всех сотрудников и посетителей. Несколько часов специалисты экспертно-криминалистической службы проверяли здание музея — территорию оцепили, но посетители не спешили расходиться.
Именно в этот день сотрудники музея готовились принимать последнюю партию картин, вернувшихся из Франции — произведения из коллекции братьев Морозовых участвовали во временной выставке в Париже, вместе с работами из Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея. Экспонаты возвращались 15-ю рейсами, это заняло почти три недели. Последние машины с драгоценными холстами пересекли российскую границу 2 мая — эта информация хранилась в секрете, и стала известна только сегодня утром, когда полотна прибыли в музей. А через некоторое время прозвучала сигнализация.
Алексей Петухов, старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина: "Я думаю. что совпадение неслучайное. Стоит хотя бы немного приоткрыть завесу и сразу же этот внешний мир, где бушуют страсти, проникает и в спокойные владения нашего музея".
Тревога оказалась ложной. Привычная музейная жизнь вернулась, как только распаковали "Девочку на шаре" Пабло Пикассо. Каждый сантиметр осматривает реставратор на предмет повреждений. Этой процедуре картина подвергалась уже три раза — когда ее отправляли в Париж, когда принимали там и также когда отправляли в Москву. Вместе с "Девочкой на шаре" осматривают работы Тулуза Лотрека и Матисса.
Николай Колесников, художник-реставратор ГМИИ им. Пушкина: "Это тревожная картина. Это связано с интересной особенностью, с его техникой. Вот вы даже визуально можете видеть трещины. Если многочисленные трещины — это особенность красочного слоя, мы это называем "плывущий кракелюр".
Из-за тревожного состояния натюрморта Матисса, хранители и реставраторы практически никуда не отпускают эту картину. Путешествует она крайне редко, поездка в Париж была большим исключением — перед этим работу специально укрепили.
Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ веков ГМИИ им. Пушкина: "Если вы помните знаменитый серовский портрет Ивана Абрамовича Морозова, то он написан ровно на фоне этого натюрморта Матисса. Конечно, повесить две вещи рядом — натюрморт Матисса и портрет коллекционера — очень амбициозная идея".
Портрет Морозова хранится в Третьяковской галерее, но с натюрмортом Матисса он встретится и в Москве, причем, возможно, именно в этом зале. История с волнительным путешествием во Францию окончена, но начинается новая — более спокойная.
Алексей Петухов: "Мы надеемся, что выставка откроется в конце июня. Вы видите, стены уже стоят, мы готовим материалы, уточняем экспозицию. И теперь уже нет никакого сомнения в том, что у нас есть много шансов ее открыть вовремя".
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.