"Берегите ваши лица" – премьера в Гоголь-центре
В "Гоголь-центре" премьера. Пьеса Андрея Вознесенского "Берегите ваши лица" вернулась на театральную сцену. В 70-е годы одноименную постановку запретили в Театре на Таганке.
Пьеса "Берегите ваши лица" после трех открытых репетиций в Театре на Таганке исчезла. Спустя 50 с лишним лет Леонид Богуславский и Фонд Вознесенского передали "Гоголь-центру" единственный сохранившийся экземпляр. Вениамин Смехов и тогда – у Любимого – и теперь в "Гоголь-центре" исполнил одну из главных ролей.
"Мне очень нравятся спектакли, где есть для зрителя предложение и обращение к сердцу, к уму и к какому-то жизненному опыту", – поделился актер Вениамин Смехов.
Время действия в начале спектакля 2013 год – это год смерти художника Владислава Мамышева-Монро, в финале – 2023-й. Как говорит режиссер постановки Савва Савельев, основные идеи и смыслы пьесы Вознесенского сохранились, вот только главным героем стал эпатажный художник Мамышев-Монро – друг режиссёра, который любил перевоплощаться в Наполеона, Достоевского, Мерилин Монро, Гитлера.
"Красной нитью проходит у Вознесенского такая строчка: "Как кинохронику просматриваю я леса, стада, толпы, как найти то самое лицо? Как не обмануться?". То есть вот поиск этого лица. Это пересекается с творчеством Влада Мамышева-Монро, который всю свою художественную карьеру менял эти лица", – пояснил режиссер Савва Савельев.
Спектакль начинается с панихиды по трем сущностям одного человека. Над ними произносят прощальные речи, вскоре они оказываются в лаборатории, где проводят тайный эксперимент: лаборанты помогают каждому найти подходящий облик.
Режиссер называет эту постановку междисциплинарным проектом: спектакль, кино, телевидение и перформативное искусство. За последнее отвечает музыкальная группа "Shortрaris", участники которой для этого спектакля написали несколько треков на стихи Вознесенского.
"Мы довольно вольно повели себя в отношении поэзии: где-то даже дописывали строчки, но этого было минимум, где-то разворачивали синтаксис внутри, где-то меняли строки местами, брали строки из разных абзацев и сращивали их, и они рифмовались друг с другом уже изначально. То есть это был такой конструктор и возможно, благодаря этому получилось актуализировать текст", – рассказал участник группы "Shortparis" Николай Комягин.
Главный вопрос "как сохранить свое лицо " адресован зрителям. Подсказки со сцены звучат неоднократно в строчках Вознесенского. Одна из них – "Только свет творчества отличает лицо от морды".
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.