Тина Кузнецова: "Народная музыка и джаз невероятно близки друг другу"
Член жюри проекта "Большой джаз", певица, композитор и аранжировщик Тина Кузнецова чаще ассоциируется у зрителей с народной музыкой, однако, ее музыкальная палитра куда богаче. Классическое фортепиано, джазовый вокал – в биографии Тины имела место музыка самых разных жанров. О творческих экспериментах и главных критериях оценки конкурсантов Тина Кузнецова рассказала Алине Артес.
А.А. – Приглашение на съемки "Большого джаза" стало для Вас неожиданным?
Т.К. – Я была одновременно удивлена и обрадована. Мне приятно, что меня не перестают воспринимать как певицу, которая связана с самой разной музыкой. Я работаю во многих жанрах, и джаз занимает совершенно особенное место в моей жизни.
Для меня этот опыт – ставить оценки – не является новым. Я и раньше сидела в жюри на различных джазовых конкурсах, оценивала и малышей, и взрослых участников. Но "Большой джаз" – это, конечно, что-то абсолютно новое. Свой уникальный мир!
А.А. – На что обращаете внимание, когда оцениваете конкурсантов?
Т.К. – На принадлежность к стилю. Если мы говорим о конкурсной программе "Большого джаза", то здесь важно чувствовать эту эстетику, ощущать стилевые особенности. Особенное внимание я, конечно, уделяла фортепиано и вокалу, но и другие инструменты тоже вызывали мой живой интерес.
Наверное, можно сказать, что я строга к участникам, но я и сама прошла через большое количество конкурсов, поэтому знаю, как важно расти над собой и слышать разные мнения.
А.А. – Трудно ли оценивать такие разные инструменты: саксофон, фортепиано, тромбон? Наверняка критерии отличаются…
Т.К. – Конечно! Но между ними есть и много общего. Музыканта отличает умение делать фразировку, способность играть полноценное соло, возможность аналитически мыслить. На эти вещи нельзя не обратить внимание. Но каждый инструмент – это своя уникальная мелодия, и надо понимать, что разные инструменты предполагают разные способы звукоизвлечения, разную технику. Наблюдать за этими сходствами и различиями чрезвычайно интересно!
А.А. – Вы были в жюри программы, посвященной латиноамериканской музыке. Насколько она является нетипичной для российского слушателя?
Т.К. – На самом деле латиноамериканский джаз знаком нам больше, чем кажется на первый взгляд. Все произведения, исполняемые в программе, так или иначе на слуху, и я бы сказала, что это золотые хиты в оригинальных аранжировках Большого джазового оркестра Петра Востокова. И может мы не всегда знаем первых исполнителей, но мелодии слышали точно.
Другое дело, что эта музыка не так часто звучит со сцены, на улице. У нас сейчас нет культуры парковых оркестров, а ведь раньше это было очень популярно! Традиция танцплощадок показана в советских фильмах, кроме того, я слышала много рассказов реальных людей, когда их родители знакомились на танцах в парке. И там эта музыка звучала, поэтому старшему поколению она хорошо знакома.
Многие песни, скажем "Mambo Italiano", мы знаем уже по многочисленным ремиксам, а вот мой папа, например, танцевал под эти мелодии сам и слышал эту же песню в исполнении оркестра. Приятно, что "Большой джаз" напоминает нам об этой замечательной музыке. Хотелось бы, чтобы она звучала чаще.
А.А. – Сначала Вы учились классическому фортепиано, потом джазовому пению, а сейчас занимаетесь народной музыкой. Откуда такая любовь к экспериментам?
Т.К. – Это просто любопытство (смеется). На самом деле я думаю, что все начинается именно с классической школы. А уж с течением жизни музыкант пробует себя в разных стилях. Вообще я бы очень хотела записать джазовый альбом с оркестром. Мне кажется, что работа с классическими музыкантами – это вершина творчества. Я знаю, что многие мои коллеги к этому стремятся, и я не являюсь исключением.
А.А. – Вам удалось сделать народную музыку модной. В чем секрет?
Т.К. – Наверное в том, что мне хотелось сделать народную музыку интересной для большего числа людей. Скажем, у меня есть сын школьного возраста. И я понимаю, что он и его сверстники вряд ли признаются в том, что они слушают фольклор. Но я бы хотела, чтобы они услышали красоту народной песни. И может быть через песню своей страны они проникнутся уважением к музыке других культур.
Меня искренне вдохновляет русская народная песня. Кроме того, я знаю, что она таит в себе огромный потенциал. Эта музыка хранит в себе энергию целого народа, которая включает в себя совместное пение и танцы. Русская народная музыка – это настоящий дух праздника и мощное энергетическое поле. Такая музыка не может не заряжать!
А.А. – А где Вы ищете новые звуки, напевы, мелодии? Знаю, что многие музыканты устраивают целые этнографические экспедиции…
Т.К. – О да! Я постоянно нахожусь в поисках. Конечно, существует золотой экспедиционный фонд России, и часть материала можно найти даже в социальных сетях. Интернет, конечно, очень упрощает поиски. Помню, что раньше я ездила в специальный фонд, покупала кассеты, а сейчас многое лежит в свободном доступе. Хотя, конечно, процесс поиска невероятно увлекателен. Я знаю, что существует даже сборник, в котором собраны русские старинные говоры. К сожалению, его не собрали до конца, но то, что в нем имеется – уникально. Листая такие сборники, ты понимаешь, как плохо знаешь собственный язык. А сколько он в себе таит – удивительно!
А.А. – На съемках проекта "Большой джаз" Вы не только были в жюри, но и сами выходили на сцену. Зрители увидят Ваш номер в финальном гала-концерте. Расскажете о нем немного?
Т.К. – Да, я выходила на сцену с одной из участниц. Мы исполняли песню, которая прекрасно вписывалась в формат "Большого джаза". Эта композиция представлена в одном из моих первых альбомов. Она включает в себя элементы народной музыки, джаза… такой любопытный позитивный фанк! И хотя у меня были некоторые внутренние сомнения, смогу ли я исполнить эту композицию (а я давно ее не пела), когда заиграла музыка, всё случилось само собой.
На примере этой композиции мне хотелось показать, что народная музыка и джаз невероятно близки друг другу. Это корневая музыка, ведущая к истокам. И джазовые композиции, и народные – это музыка рабочего человека. Человека, для которого мелодия – это шанс самовыражения и символ надежды.
Безусловно, мне было приятно присоединиться к проекту "Большой джаз". Он лишний раз доказывает, что российский джаз существует, и он прекрасен в своем многообразии.
Не пропустите новый выпуск проекта "Большой джаз" 21 мая в 20:00.