Завершилась реставрация повреждённого вандалом полотна "Иван Грозный и сын его Иван"
Завершилась реставрация поврежденного вандалом полотна "Иван Грозный и сын его Иван". Картину Ильи Репина восстанавливали четыре года. В постоянную экспозицию Третьяковской галереи оно вернется после изготовления защитной капсулы. Репортаж – Антона Николаева.
Спустя четыре года после нападения вандала на произведение Ильи Репина картина "Иван Грозный и сын его Иван" полностью отреставрирована. Комментируя результаты проделанной работы, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова предложила желающим найти поврежденные места. Причем не только те, которые появились в результате акта вандализма в мае 2018 года, когда по картине был нанесен удар стойкой ограждения, но и следы ранней реставрации, которая проводилась после первого нападения на картину в 1913 году.
"Вы видели, если встать боком под определенным углом, три рваных, длинных следа от удара ножом. Попробуйте найти их сейчас. Никто из вас сейчас не найдет тех мест, по которым пришлись удары стойкой. Это не просто знаковая реставрация в Третьяковской галерее, это знаковая реставрация в России, это вообще, на мой взгляд, реставрация десятилетия", – отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Реставрации полотна предшествовала долгая работа по определению методов восстановления. Консультировались со специалистами ведущих музеев и реставрационных мастерских России и мира. Было разработано и изготовлено (в России) уникальное оборудование – реставрационный стол-трансформер и мобильное рабочее место, снабженное осветительными приборами, камерой. В процессе реставрации картина была дублирована на новый холст.
"Дублировка – это когда картина кладется на стол, затягивается пленкой, высасывается воздух, она прижимается. Металлическая поверхность выдавливает то, что есть внутри холста и появляется текстура, фактура, которой не было до этого. В данном случае у нас происходит давление внутри картины. Этот стол используется как, во-первых, нагревательный, а во-вторых, через перфорацию, которая там насверлена, забирается воздух. Ограничивая по периметру вокруг подрамника этого – пленкой закрывают, чтобы не остался воздух, – мы заставляем стол притягивать картину к себе", – пояснил заведующий отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века Третьяковской галереи Андрей Голубейко.
Специалисты смогли удалить и наслоения реставрационного лака, и теперь картина, как говорят искусствоведы, приобрела первоначальный вид – тот, который имела на момент написания в 1885 году.
"Когда вы подходили к этой картине, вы видели две фигуры: Ивана Грозного и его сына Ивана, и дальше – темное пространство, как мы говорим, темная заслонка. Что вы видите сейчас? Вы видите удивительный, написанный великим живописцем интерьер", – пояснила Зельфира Трегулова.
Зрители пока не смогут увидеть картину в постоянной экспозиции.
"Как только пресс-конференция закончится, мы картину переместим в депозитарий, где будет продолжено наблюдение за ее красочным слоем", – отметила главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
В постоянную экспозицию картина вернется только после того, как для нее будет изготовлена специальная защитная капсула с антибликовым противовандальным и пуленепробиваемым стеклом. По словам директора Третьяковской галереи, стекло будет таким же, какое защищает картину Боттичелли в галерее Уффици.
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.