Финальный концерт фестиваля камерной музыки VIVARTE прошел в Третьяковской галерее
На заключительном вечере звучала музыка композиторов, имена которых связаны с великим импресарио.
На подиуме рисунок Натальи Гончаровой "Испанка", сделанный в испанский период Дягилева. Когда, спасая труппу от ужасов Первой мировой войны и революции, импресарио нашел приют у Альфонса XIII в Испании. Тогда возникла идея испанских балетов. Оформлять их должна была Наталья Гончарова.
"Гончарова на этот раз зарисовывает бесконечное количество рисунков, поз испанского танца. Она, действительно, увлечена испанскими танцовщицами", – отметила заведующая отделом графики Третьяковской галереи Ирина Шуманова.
Балеты поставлены не были, а испанская серия Гончаровой стала знаменитой. Сам Дягилев, изменивший искусство начала XX века, шел за музыкой, вдохновлялся музыкой. Мечтал стать композитором, но стал импресарио.
"После того, как он стал все больше и больше работать в Европе, круг его связей и знакомств расширялся. Он стал заказывал музыку не только российским композиторам, хотя на протяжении всей жизни продолжал с ними сотрудничать, но и европейским", – поделилась организатор фестиваля Ольга Муромцева.
Дягилев организовал первое выступление в Европе Сергея Прокофьева, познакомил его со Стравинским. Прокофьев, в свою очередь, написал музыку к балетам "Блудный сын" и "Шут." На фестивале звучала его музыку к балету "Трапеция".
Борис Андрианов и Дмитрий Илларионов исполнили сонату Антонио Вивальди. Композитор родился в Венеции, там – на кладбище Сан-Микеле – могила Дягилева.
"Таким образом, нам удалось проникнуть в глубь веков и поиграть старинную музыку на этом фестивале, не только современников Дягилева, но и Вивальди", – подчеркнул виолончелист, художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов.
У Дмитрия Илларионова три соло для гитары, французов: Жоржа Орика, Дариуса Мийо, испанца Мануэля де Фалья, написавшего единственную пьесу для гитары "Памяти Дебюсси".
"Идея была играть музыку тех композиторов, которые с ним сотрудничали. Музыку, которая использовалась в балетах, каких-то постановках", – поделился гитарист Дмитрий Илларионов.
В финале: "Метаморфозы" Рихарда Штрауса – этюд для 23 солирующих струнных. Поклонник "Русских сезонов", король Испании Альфонсо XIII, как-то спросил Дягилева: "Что вы делаете в труппе? Если не танцуете, ни дирижируете? На что Дягилев ответил: "Я, ваше величество, как вы – ничего не делаю, но я незаменим".
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.