"Усы властелина" – новая выставка о Петре I в Третьяковской галерее
Как менялся внешний облик Петра I в течение жизни, можно узнать в Третьяковской галерее. Сегодня там открывается выставка "Усы властелина". Специалисты музея отмечают, что форма усов на портретах императора нередко помогает установить, кто автор картины и когда она была написана. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Многие исторические персонажи прославились не только своими делами, но и своими... усами. Английский король Карл II, Максим Горький, Чарли Чаплин, Петр I – представить их без усов сегодня просто невозможно. Петр Великий на протяжении всей жизни не сбривал усы. А всегда ли они были одинаковы? Как на эволюцию усов влияли изменчивая мода, здоровье или настроение государя? И похожи ли его прижизненные усы на усы, изображенные на полотнах? В Третьяковской галерее провели расследование.
"Самое раннее изображение Петра – оригинал относится к 1698 году. Весной этого года Петр был в Англии. Мы с вами видим молодого Петра, ему 25 лет исполнилось. Такой формы усы – тоненькие, как шнурочки, как я говорю, называются "английские". То есть в соответствии с этой модой английской он такие усы и стал носить", – рассказала куратор выставки Людмила Маркина.
Судя по книжной иллюстрации, в момент венчания 16-летний государь был еще безбородым и безусым. Первая растительность над его верхней губой могла появиться в начале 1690-х годов. В это время русский царь активно посещал Немецкую слободу, большинство жителей которой брились или носили усы. Уже через несколько лет в полушутливом петровском указе буден предписано: "Гладко бриться, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести...".
Согласно уже официальному документу, тем, кто не желал следовать моде, выдавали специальный "бородовый знак" – подтверждение уплаты пошлины. А вот "усатых" знаков изготовлено не было, несмотря на то, что и усы были под запретом. Может быть, дело в том, что государь сам нарушал свой же приказ? К этому времени у Петра I усы стали гораздо пышнее... "которые называются императорские, они уже более пышные, интересной фигурной формы. Он повзрослел, уже приобретает другой статус. И рядом вы видите профильное изображение – делали для монет, они в ходу были. Поэтому точное должно быть изображение", – пояснила Людмила Маркина.
"Лишь разгладит он усы, Смертной не боясь грозы, Скачут в пламень суеверы…" – как точно Ломоносов отметил в этих строках роль усов в передаче внутреннего состояния Петра. Он начинал их теребить, когда пытался сдерживать приступы гнева. В 1717 году Петр I попадает в Париж. И его усы снова меняются – парижские цирюльники придают им элегантную форму "карандаш".
"Они так понравились Петру! Надо сказать, что он до конца своей жизни, собственно, и носит усы такой формы. Мы знаем изображение "На смертном одре". И там именно такие усы", – отметила Людмила Маркина.
К "Усам властелина" можно относиться с юмором. Ведь кажется, что это не константа и не признак идентификации – их можно как отрастить, так и сбрить. Но сегодня изображение усов на портретах правителя нередко помогает специалистам в атрибуции произведений – установлении авторства и времени их создания. Так что расследование продолжается.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.