Вперед – в историю: гжельская роспись, дятьковский хрусталь и хохлома
Гжельский фарфоровый завод – один из крупнейших в стране по производству фарфора с ручной росписью. Ассортимент превышает 700 наименований, коллектив насчитывает практически 150 человек. Эксклюзивные разработки успешно демонстрируются на российских и международных выставках, фестивалях, ярмарках и конкурсах.
"Предметы народного искусства, народных художественных промыслов – это особый случай. Они, конечно, не всегда нужны каждый день. Но это те традиционные орнаментальные коды и художественные образы, которые определяют наш национальный образ", – говорит Сергей Симонов, главный художник фарфорового завода.
Посуда изготавливается по специальной технологии. Основные этапы – это заливка мягкой массы и первый обжиг в форме. Затем происходит устранение мелких дефектов. Самый творческий процесс – роспись кобальтом в специальном цеху. Она делится на три вида: растительная, орнаментальная и сюжетная. Затем завершающий штрих – нанесение глазури и заключительный обжиг.
Только после двойной закалки посуда и изделия приобретают фирменный окрас и поступают в продажу. Изначально гжель была разноцветная, мода на кобальт пришла из Европы. Бело-синим изделия становятся после второго обжига. Различаются 20 оттенков. Будут они светлее или темнее, зависит от мастера.
Каждый месяц здесь выпускают около 20 тысяч изделий ручной росписи. Процесс занимает от 21 до 45 дней. Продукция поставляется по всей России. Предприятие получает поддержку со стороны государства. В том числе, может вернуть 30% расходов на сырье и материалы.
"Мы, конечно, получаем субсидии, которые нас поддерживают. Особенно в такое трудное время, как сегодня. Сложно всем, но особенно нашему, керамическому производству. Мы остались без сырья, которое мы получали из Украины. На сегодняшний день мы ищем, конечно, поставщиков и отечественных, и зарубежных", – говорит Вера Коновалова, генеральный директор Гжельского фарфорового завода.
Дулёвский фарфоровый завод – подмосковный гигант по производству посуды, скульптурных и сувенирных товаров из фаянса и фарфора. Мастера постоянно проводят работу по внедрению новых форм и рисунков. Предприятие поставляет свою продукцию в 75 российских регионов, а также шесть стран ближнего зарубежья. До ограничений был налажен экспорт и в Европу. Каждый год здесь производят более миллиона изделий.
"Это и сервизы, и скульптуры, и монументальные вещи, которые составляют имидж нашего предприятия, – говорит Петр Сивов, председатель производственного кооператива "Дулевский фарфор". – Мы сотрудничаем с крупными оптовиками, участвуем во всех знаковых выставках, которые касаются и фарфора, и народно-художественных промыслов".
Дятьковский хрустальный завод был основан в 1790 году. В 2000-е годы получил статус народного художественного промысла. Основным видом деятельности является выпуск посуды и сувениров из стекла и хрусталя.
Этапы ручного формования рассчитываются по секундам, так как стекло быстро остывает. Температура варки -- практически 1500 градусов. Техника настолько сложна, что даже самым опытным мастерам необходима длительная отработка.
"Есть пока своя дилерская сеть. И мы сейчас идем к тому, чтобы, начиная с Москвы, открыть свой бутик. Будем готовить новую подачу. Будет выходить на новый ассортимент, более современный. Мы освоили сейчас цветной хрусталь, чего не было раньше. Это пользуется спросом", – говорит Сергей Авдеев, генеральный директор Дятьковского хрустального завода.
Сейчас в России более 500 организаций и 280 индивидуальных предпринимателей, которые производят изделия народно-художественного промысла. 86 из них относятся к предприятиям федерального уровня. В прошлом году они получили почти 600 миллионов рублей поддержки в рамках государственной программы развития промышленности.
"Гжель, Хохлома, Жостово, Федоскино – это были лидеры своих товарных позиций многие годы, еще в дореволюционной России. Сейчас задача – помочь предприятиям вернуть это лидерство для того, чтобы изделия народно-художественных промыслов стали популярны и востребованы", – говорит Дмитрий Колобов, директор департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России.
В этом году Минпромторг совместно с Ростуризмом создает уникальные туристические маршруты, которые включают посещение предприятий народно-художественных промыслов. Более 10 таких туров уже сформированы.