4 марта 2020, 19:34 4 марта 2020, 20:34 4 марта 2020, 21:34 4 марта 2020, 22:34 4 марта 2020, 23:34 5 марта 2020, 00:34 5 марта 2020, 01:34 5 марта 2020, 02:34 5 марта 2020, 03:34 5 марта 2020, 04:34 5 марта 2020, 05:34

Экскурсия на Жостовскую фабрику декоративной росписи

  • Экскурсия на Жостовскую фабрику декоративной росписи
  • Картинка
    Экскурсия на Жостовскую фабрику декоративной росписи
  • Экскурсия на Жостовскую фабрику декоративной росписи
Жостовская роспись — искусство с почти двухвековой историей и один из немногих промыслов, который приносит прибыль.


2020 год объявлен в России Годом народных промыслов и ремёсел. Жостовская роспись — искусство с почти двухвековой историей и один из немногих промыслов, который приносит прибыль. Декоративные подносы с яркими цветами знают во всем мире. Как живет Жостово сегодня, узнала Анастасия Егорова.

С таких диалогов на Жостовской фабрике начинается каждый день. Михаил Лебедев проверяет работы художников: правильная ли композиция, тот ли цвет, оригинален ли рисунок. Он работает здесь больше 30 лет. Начинал как один из мастеров, сейчас — главный художник фабрики.

«У нас приветствуется такая фантазийная сказочность. То есть сказка должна присутствовать всегда. Декоративность. И чем больше человек придумает этих цветов, может быть увидит его маленьким, а сделает крупным... У нас много таких мастеров за 200 лет существования промыслов были», — рассказывает заслуженный художник России, главный художник фабрики Михаил Лебедев.

Этот известный на весь мир промысел родился в Подмосковном Жостово в начале XIX века. Бывшие крепостные братья Вишняковы основали мастерскую, где сначала расписывали изделия из папье-маше, а затем и металлические подносы. Спустя два столетия в деревне Жостово, даже номера домов чеканят на подносах. До войны на фабрике работало свыше трех сотен художников. Сейчас — всего три десятка.

«У нас есть художники, но есть проблема в подпитке из молодого поколения. Для того, чтобы найти этих художников, мы открыли студию», — отметил директор Андрей Климачев.

В студии в центре Москвы сегодня можно пройти двухмесячные курсы, сдать экзамен и также стать одним из мастеров Жостово. Каждое изделие, как и 200 лет назад, — ручная работа. Только подносов ежемесячно художники выпускают около трех с половиной тысяч. Ни разу не повторяя сюжет — не принято, да и самим неинтересно.

«Если художник хочет развиваться, он не стоит на месте. Ему всегда хочется что-то новое написать. То есть какую-то новую птицу. Какой-то новый сюжет, новый цветок. Для меня, в принципе, самое сложное — это придумать что-то новое», — призналась художник, член союза художников Ирина Юрасова.

Традиционный жостовский букет — это три цветка в центре. Главный из них — роза. Изделия проходят семь кругов росписи. Первый — «замалевка». Затем поднос отправляется на сушку. Дальше бутоны на подносе обрастут лепестками, блики и тени придадут объема, у цветов появится контур и «семенца» — пестики и тычинки. После поднос отдают орнаменталистам, которые выписывают убор, буквально затаив дыхание.

Наталья Демидова, художник по орнаменту: «Задержка дыхания — это присутствует здесь. Вот я с вами даже говорю сейчас и немножечко мне тяжеловато говорить».

Задуманный сюжет должен подходить к форме подноса. Ее подбирают с самого начала. Форм или штампов на фабрике 32: прямоугольных, круглых, овальных, «гитарных» или восьмиугольных. Если по замыслу не подходит ни одна форма — коваль Геннадий Топтыгин выкует вручную, у него трафаретов для форм...

«850 даже примерно, может побольше, я не знаю», — говорит коваль Геннадий Топтыгин.

Формы часто придумывает сам, названия дают люди. Вот это ракушка, длинный овальный именуют «К селедке», большой — «59», его мерили вершками. А этот — «кудрявый».

Еще пару лет назад фабрика была на грани банкротства. Чтобы повысить спрос сейчас в Жостово производят в том числе и более дешевую сувенирную продукцию. Фабрика сотрудничает с современными дизайнерами. Юлия Герасимова, например, традиционные бутоны перенесла на хлопок и лен. Подносы в руках дизайнера тоже заиграли по-другому.

«Жостовская роспись — это всегда букет. А в нашем случае — это один цветок, который выступает соло на подносе, собственно, потому что коллекция называется „Мое Жостово. Сезоны“. И в каждом сезоне в наших садах солирует какой-то один цветок», — поделилась декоратор Юлия Герасимова.

Прибыль приносит и интернет-магазин, который появился у фабрики год назад. Так убедились, что про жостовский промысел по-прежнему помнят во всем мире. Продукцию заказывают со всей России, а также из Европы и Америки. У фабрики постоянно появляются подражатели. Но в Жостово об этом особо не переживают: авторскую работу не подделать, так что конкурентов нет.

Анастасия Егорова

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация