"Лендок" в этом году отмечает 90-летие
На набережную Крюкова канала ленинградская студия кинохроники переехала после войны, в 46-м году. В белом зале, где когда-то был конный манеж, располагался павильон звукозаписи, а сегодня — кинозал, где все желающие могут посмотреть как современное кино, так и классику документалистики.
Алексей Тельнов, генеральный директор Открытой киностудии "Лендок": "Та школа, которая была сформирована на этой киностудии. Эта школа, у неё есть свое название, оно известно во всем мире Ленинградская школа документалистики , у неё был свой почерк".
За картиной Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" в Эрмитаже установлена скрытая камера оператора Петра Мостового. Она фиксирует эмоции посетителей музея, разглядывающих полотно. Лента Павла Когана, снятая в 1966 году, стала эстетическим манифестом Ленинградской документалистики и настоящим потрясением для зрителей. Метод прямого наблюдения стал основой для репортажных съемок, входивших в союзные киножурналы — "Северные зори", ""Наш край", "Панорама". Каждый освещал жизнь своего региона.
Александр Белахов, экскурсовод, киномеханик: "Это настолько мощная была работа на нашей киностудии, что в пик производства, это получалось до тридцати киножурналнов в месяц. То есть это огромный объем работы".
В фойе "Лендока" — материалы об обширной географии киносъемок. Но иногда за самыми ценными кадрами не приходилось ездить в экспедиции. 10 марта 1966-го, без официального разрешения, съемочная группа Ленинградской киностудии воспользовались техникой и пленкой, чтобы зафиксировать для истории похороны Анны Ахматовой. Во время отпевания стрекот кинокамеры сильно мешал, вспоминали очевидцы. Но именно так, нелегально, режиссерам Соломону Шустеру и Семену Арановичу удалось создать бесценный материал.
Ольга Погодина-Кузмина сценарист, драматург: "Любое искусство и художественное и документальное, это процесс фиксирования времени. Его бытовых деталей, его атмосферы, его идей".
В 85-м году документальный фильм Ирины Калининой по сценарию Бориса Добродеева "Воспоминания о Павловске" был номинирован на премию "Оскар". В основе ленты — рассказы директора дворца-музея Анны Зеленовой. История памятника русской архитектуры и ландшафтного искусства, катастрофических разрушений во время Второй мировой войны и длительных реставрационных работ сочетала неповторимую эмоциональную интонацию и документальную подлинность фактов.
Сергей Дебижев, режиссер: "События жизни не просто фиксировались как в телевизионных репортажах, а чтобы они художественно осмыслялись. Вот в чем суть документалистики. Просто перестали понимать ее важность силу, важность и значение".
В этом году "Лендок" отмечает 90-летие. На студии продолжается работа над новыми документальными лентами, а на открытых курсах киномастерства сотрудники обучают новое поколение режиссеров документалистов.