Аппетит к преобразованиям: завтрак Сбера остался несъеденным
Дискуссии участников форума в Петербурге принесли далеко не одну обсуждаемую новость. Перспективы возобновления экономического роста, переход России и ее партнеров на расчеты в национальных валютах, последствия возможного эмбарго на российскую нефть для Европы, цены на автомобили и будущее отечественного авиапрома. Обо всем этом с утра говорили министры, главы госкорпораций и представители бизнеса. Причем говорили не только теоретически. Одним из итогов форума, как и прежде, стали крупные соглашения и контракты. Какие важнейшие новости принес этот день российской экономике?
Завтрак Сбербанка остался несъеденным – у экспертов аппетит к экономическим преобразованиям. Ситуация беспрецедентная: под запретом значительная доля экспорта и импорта, страна отрезана от мировых рынков. Но российская экономика продемонстрировала большую гибкость. Никто не ожидал, что ее перестройка будет идти так быстро.
"Происходит это во многом благодаря тому, что российская экономика за эти годы приобрела уникальный опыт, и большая часть является частной. Потому что только частные инициативы, только огромное количество независимых субъектов экономики могут так быстро перестраивать свой бизнес, в том числе перестраивать экспортные потоки", – отметил в своем выступлении глава Сбера Герман Греф.
Ключевой вопрос: что дальше? Россия должна переориентироваться с Запада на Восток или вообще полностью изменить структуру своей экономики?
"Нам нужно определиться – мы действительно продолжаем делать ставку на открытую экономику? У кого-то вчера промелькнуло, что, мол, нас обманули, давайте закрываться. Но мне кажется, это неправильно. Да, обманули, – соглашается министр экономического развития Максим Решетников. – Нам нужно выстраивать свои правила игры на глобальном рынке. глобализацию никто не отменяет".
Из-за санкций под угрозой пятнадцать процентов ВВП. И давление нарастает: к концу года ЕС планирует отказаться от 90 процентов российской нефти. Экспорт углеводородов придется полностью перестраивать. Бюджетное правило изменится, архитектура еще не утверждена.
"Есть деньги? – сам себя спрашивает министр финансов Антон Силуанов. – Есть. Но бесконечно заливать экономику невозможно, иначе будем постоянно делать капремонт нашей финансовой системы. Что касается бюджетного правила, мы не должны быть зависимы от нефтяной иглы. Для чего бюджетное правило? Для того, чтобы люди были здоровы".
"Будет здоровый Минфин, будет здоровая экономика", – добавляет Герман Греф.
В новых условиях стране предстоит перезапустить промышленность, заместить зарубежную продукцию там, где только можно. Микроэлектроника, станки, комплектующие – это те вещи, которые надо делать самим.
"В колониальную зависимость сами вошли технологическую, – напоминает вице-премьер Дмитрий Чернышенко. – Покупали их коробочную продукцию. Конечно, наши решения, которыми мы гордимся, лежали в основе того, что нам продавали за большие деньги. Мы на них подсели. И это болезненный процесс перехода на собственные технологии".
Авиация оказалась отраслью, наиболее пострадавшую от санкций. Европейские Airbus и американские Boeing, которые сегодня зарегистрированы в российском реестре, обеспечивают перевозки внутри страны, но теперь не могут обслуживаться официальными дилерами. Параллельный импорт и запчасти, произведенные в России, проблему могут решить лишь частично.
"У нас нет технической и технологической документации, – констатирует вице-премьер Юрий Борисов. – И поэтому, по всей видимости, может быть даже пойдем на то, чтобы по мере деградации парка будут сниматься запчасти. И это надо предусмотреть. Но расчеты Минтранса показывают, что мы вполне 5 лет проживем на эксплуатации этого парка. Я думаю, что за этот период российская авиационной промышленность просто обязана выйти на те серийные поставки, которые гарантированно будут обеспечивать все необходимые перевозки и пассажиров, и грузов внутри страны".
Отрасль готовы поддержать китайские партнеры. Как заявили в дипломатическом ведомстве КНР, Пекин готов поставлять российским авиакомпаниям запчасти для самолетов.
"Мы не видим никакого барьера или препятствия для сотрудничества между двумя странами", – заявляет генеральный консул Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге Ван Вэньли.
США пытается оказать давление на Китай.
"Вы знаете, мы – китайский народ. Мы так и говорим часто, в Китае есть пословица: если друг пришел, то мы с уткой приветствуем, если враг, тогда у нас есть оружие", – делится народной китайской мудростью Ван Вэньли.
Сотрудничество с Китаем будет развиваться и в такой неожиданной, казалось бы, сфере, как художественная гимнастика. Турниры между нашими спортсменками станут ответом на попытки исключить россиян из системы международных соревнований.
"Мы обязательно будем работать вместе. И мы будем у них учиться, они – у нас. И я считаю, что Китай – это очень перспективная для нас особенно сейчас страна, с которой мы можем соревноваться, продвигаться вперед. Потому что они тоже любят трудности. Они любят интересные композиции, они очень похожи на нас, а мы на них", – считает тренер российских гимнасток Ирина Винер-Усманова.
Идея перехода на расчеты с дружественными странами, в том числе и с Китаем, на национальные валюты на форуме находит горячую поддержку.
"Когда расчетная единица становится оружием, даже дружественные партнеры боятся не ядерного арсенала Соединенных Штатов и не военной мощи, даже не экономической, они боятся одного – быть отключенным от доллара. Это самое мощное оружие, которое имеют Соединенные Штаты, которое позволяет им доминировать и пугать сегодня всех именно этим", – отмечает глава ВТБ Андрей Костин.
"Доллар – не оружие, это наркотик, на который подсадили весь мир с точки зрения расчетов, обслуживания банковской системы и так далее. Конечно, отказ от наркотика – это всегда непростая история. Но осознание того, что это наркотик, а не благо, в мире сейчас растет", – не соглашается с банкиром помощник президента России Максим Орешкин.
За время действия параллельного импорта в Россию поставлено продукция по 130 позициям на общую сумму около 2 миллиардов долларов. В основном это автозапчасти и товары, которые зарубежные контрагенты "отказались поставлять напрямую". В госсобственность переданы активы компании Renault (московский завод "Рено"). И, вероятно, это не последний прецедент.
"Понимаем, как дальше будем двигаться, имея в виду те площадки, которые сегодня заморозили производство иностранных брендов, планируем с коллегами их дальнейшее поведение, имею в виду либо возобновление производства, либо передачу активов, например, по сценарию, как это произошло с Renault", – просчитывает варианты дальнейшего развития глава Минпромторга Денис Мантуров.
Сохранение рабочих мест и развитие территорий – в приоритете российских регионов. Наконец, активно газифицируется Сахалин.
"Мы поставили задачу в 2025 году полностью газифицировать Сахалин. Мы добываем газ. И это большая несправедливость, что этого газа нет у людей. Поэтому мы в этом году делаем 5-6 тысяч подключений по программе газификации. Собираем заявление на весь оставшийся период от всех людей, кто нуждается в получении газа", – поясняет на ПМЭФ сахалинский губернатор Валерий Лимаренко.
"Вопрос газификации – это партийный проект. Он в народной программе партии. И сегодня мы очень живо это обсудили. Действительно, очень важно, когда по всей стране приходит газ. Это очень здорово. И это встречает только общую народную поддержку", – добавляет представитель "Единой России".
Особый гость Петербургского форума – Валерий Гергиев, маэстро, отказавшийся каяться перед Западом и извиняться за Россию. Теперь Мариинский театр сосредоточился на работе в России, и его художественный руководитель кажется совершенно о том не жалеет.
"Как видите, мы сейчас находимся в Санкт-Петербурге, и не очень переживаем по этому поводу. Это правило уничтожить невозможно: мы должны действовать аккуратно, точно В искусстве либо скучно, либо интересно. Скучно сейчас нам не подойдет", – отмечает Валерий Гергиев.
Скучно в ближайшее время не будет никому: и у музыкантов, и у спортсменов, у политиков, и экономистов, сейчас одна большая задача – использовать кризис как точку роста.
Российская экономика сейчас строит мост в будущее, здесь определяется его архитектура. Что до экстремальных условий, в которых происходит строительство, то на форуме сегодня часто звучала мысль о том, что великие свершения нашей страны как правило приходились на время великих испытаний.