Памяти Виктора Цоя
Фанаты говорят, что Цой не умер, а просто просто "вышел покурить". С тех пор минуло уже 32 года. И вот — Невский проспект, рабочий полдень. Люди, рожденные после ухода Виктора, хором исполняют "Группу крови". Память о Цое живет дольше, чем он сам. За последние десятилетия она эволюционировала от надписей на заборах "Цой жив!" до скульптур. Гранитных и даже песчаных. Интересно, что сказал бы на это сам Виктор.
У скульптора в наушниках конечно же "Кино". Культ этой группы с годами кажется лишь нарастает. "Камчатка" переполнена. В подвале, где находилась котельная, теперь музей.
Михаил Леонтюк, смотритель клуба-музея "Котельная Камчатка": "Цой работал кочегаром два отопительных сезона — 86-87 и 87-88. Первый год он работал очень плотно как кочегар. Второй он начал уже раскручиваться как музыкант, поэтому частенько его приходилось подменять".
Сохранился диван, где Цой отдыхал в перерыве между сменами, а вот график выхода кочегаров на работу. Экскурсии по цоевским местах в Петербурге чрезвычайно популярны. Приезжают люди со всей страны, многие стремятся увидеть рок-клуб, теперь здесь — детский театр.
"Мы сейчас поднимаемся на эту знаменитую историческую сцену, по которой скакали все как в трезвом, так и пьяном состоянии, запилена ногами она также, как и была".
Геннадий Зайцев, первый президент Ленинградского рок-клуба: "Виктор такой он — глаза вниз постоянно, выше меня был, плащ развевающийся... Каким я его помню по весне, по осени, молчаливый, спокойный".
Геннадий Зайцев, первый президент рок-клуба, выпустил уже целую серию книг об удивительном времени становления ленинградского рок-подполья.
Олег Гаркуша, музыкант: "Музыкантам и художникам просто было кайфово жить, творить, писать картины, сочинять песни, тусоваться, стоять у "Сайгона" часами. Опять же момент поиска инструментов, нигде же ничего не продавалось. А сейчас, конечно, извиняюсь, по-стариковски зашел в магазин, вот тебе струны, вот тебе аппарат. А песен нет. Всё".
Московскому "Манежу" пришлось продлить время работы выставки "Путь героя", такой ажиотаж она вызвала у публики. Здесь картины Виктора, кассета, которую он слушал в момент аварии, костюмы, которые привозила ему из Америки неистовая Джоанна Стингрей.
Джоанна Стингрей, музыкант, продюсер, подруга Виктора Цоя (США): "Виктор и его музыка — это дать что-то, что мы нужен. Это дать что-то, чтобы мы чувствовали себя лучше и лучше делает наш мир, лучше делать другого человека. Это просто фантастика, как Виктор и его музыка — это как жизнь, это как воздух, это как кровь".
Группа "Кино" продолжает жить и с успехом дает концерты. Цой — в записи, музыканты вживую.