Коллекцию Сергея Щукина привезли в Санкт-Петербург
Сергей Иванович Щукин, собственной персоной словно на пороге своего дома, встречает гостей. Таким он и был, маленьким и тихим, страшно заикался, но за 20 лет сумел собрать поразительную коллекцию картин, которая сегодня оценивается более чем в пять млрд долларов. Картины он обожал и, в отличии от Морозова, впускал в свой дом простых зрителей. Выставка в эрмитажном манеже — словно залы и комнаты того дома.
"Пространство современное, но такая шпалерная развеска картин словно возвращает нас в особняк Сергея Щукина, где тоже полотна были развешаны от пола и до потолка. Большая столовая — здесь, в основном, Гоген, два зала с Пикассо сплошь набиты шедеврами, кабинет Сезанна и в конце — лестница с огромными полотнами Матисса".
Это был фактически первый музей современного искусства. Мане и Моне, Писсарро, Дега, Сезанн. Здесь и "Завтрак на траве", и "Голубые танцовщицы", и "Нападение ягуара на лошадь". Тогда над импрессионистами смеялись, не принимали. Но русский купец, любитель живописи, сделал европейских художников популярными и знаменитыми. Этот таинственный русский вкус, способность увидеть произведение, на протяжении десятилетий задавал моду. Эрмитаж щедро делился своим достоянием, показывая картины в Европе, Азии. Тактика отмены русской культуры и аресты российских коллекций на границе принесла только один результат — мораторий Эрмитажа на выставочную деятельность за границей. Пока на год. Это просто опасно. Сейчас очевидно — подобные шедевральные выставки будут проходить больше для своего, русского ценителя.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: "Две одновременно выставки — Щукин и Морозов в Москве и Петербурге. Выставка Щукина в Париже, выставка Морозова в Париже. И опять одновременно, вот, сейчас у нас Морозов в Москве, Щукин здесь. Все разные, все просто восхваляют коллекционеров".
Иконостас Гогена ехал в Петербург из Москвы. Получить его весь было невероятно сложно. Но музеи договорились. Даже несмотря на то, что знаменитая "Жена короля" находится в тяжёлом состоянии.
Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: "У него не было нормальных художественных материалов, и он выдумывал всё сам. Сам грунтовал, сам делал краски. Потом всё это долго-долго плыло в Париж, 10 месяцев, в свернутом виде".
С Пикассо любви с первого взгляда не случилось. Глядя на "Даму с веером", Щукин чувствовал вкус битого стекла — сплошь геометрия, треугольники. Но вдруг одно за другим скупает полотна. Это был гипноз или мания. Под этим гипнозом собирателя живописи он провел всю свою жизнь. Умирал в Париже, страшно переживая за национализированную коллекцию. Впрочем огромную её часть сейчас можно увидеть в северной столице.