28 июня 2022, 20:22

Велимир Хлебников — главный персонаж выставки в Новой Третьяковке

  • Велимир Хлебников — главный персонаж выставки в Новой Третьяковке
  • Картинка
    Пресс-показ выставки "Велимир Хлебников. Король Времени" в Новой Третьяковке
  • Велимир Хлебников — главный персонаж выставки в Новой Третьяковке
Валерий Брюсов считал стихи этого поэта дурновкусием, а друзья — превозносили его поэзию до небес. О гении словотворчества Велимире Хлебникове — Алия Шарифуллина.

"Хлебников возится со словами, как крот, он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие", — писал о нем Осип Мандельштам. Надмирность и всемирность Велимира Хлебникова признавали все современники, даже те, кто не очень понимал его "заумь". Празднуя новый 1916 год, друзья-футуристы провозгласили Хлебникова "Королём времени". Бесшумный, молчаливый как тень, мыслитель чисел, он по математическим формулам рассчитывал будущее, мечтал создать универсальный "звездный язык" и "Общество председателей Земного шара", куда должны были войти ровно 317 лучших людей планеты.

Александра Струкова, заведующая отделом графики ХХ века: "Постоянные размышления о будущем, о том как его можно гармонизировать, исправить, какие закономерности существуют в истории народов и отдельных личностей, — эта тема его всегда очень интересовала. И в 22-м году, незадолго до смерти, он работал над изданием "Доски судьбы", которое тоже было посвящено этой проблеме времени".

Хлебников пытался "представить в числах" и свою дружбу с художниками-футуристами, он писал: "Между мной и Бурлюком 1206 дней. Между мной и Маяковским — 2809..." К каким выводам приводили эти расчеты, пожалуй, не знает никто. "Тихая гениальность", — говорил Владимир Маяковский и писал портрет "вождя будетлян". Ликов и обличий Хлебникова здесь много. Загадочный и символичный, сосредоточенный и бескомпромиссный, самопогружённый поэт, напоминающий птицу. Сын ученого-орнитолога, Хлебников на протяжении всей жизни занимался изучением птиц. Пернатые населяли и его поэзию.

Ильдар Галиев, галерист, издатель: "Велимир с тщательностью подвергает анализу популяции тех или иных птиц, о том как они перемещаются, как они, какие звуки издают, как они ночуют, как они летают. И вот это погружение поэта в мир природы, в мир птиц совершенно как бы отторжено от истории его взаимоотношений с родом людским, если можно так сказать с человечеством, и помогло собственно стать ему поэтом."

Свидетелем последних дней Хлебникова стал известный график Пётр Митурич. Они познакомились в 1922 году. Человек не от мира сего, поэт вне времени и пространства, он сумел заразить своими идеями и Митурича — человека четкого, резкого. Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии. Митурич создал и последние портреты Хлебникова. Баню, в которой умер поэт, они нарисовали вместе. Почти за месяц до смерти Хлебников увидел как Митурич рисует, и попросил дать ему попробовать. И теперь на этом пейзаже есть подпись для будущих поколений: "средний угол бани рисовал Хлебников".

Татьяна Юдкевич, ученый секретарь Третьяковской галереи: "На этом рисунке дата — 28 июня 1922 года, это ровно сто лет назад. То, что выставка посвящена смерти, это не страшно в случае с Хлебниковым. Потому что, для него смерть была отправной точкой для следующего начала. Это было событие, включенное в общую систему этих законов истории. Потому что от этого действительно все начиналось и развивалось дальше".

Маяковский говорил: "Хлебников написал не стихи и поэмы, а огромный требникобразник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень".

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация