В Ораниенбауме открывается павильон Катальной горки
После 13-ти лет реставрации в Ораниенбауме открывается павильон Катальной горки, возведенной для императрицы Екатерины Великой. Это единственный сохранившийся в стране памятник подобных увеселительных сооружений XVIII века. Подробнее расскажет Салима Зариф.
Он словно соткан из небесной лазури – драгоценный "сапфир" в дворцово-парковом "ожерелье" Петербурга. Для России XVIII век, сохранившийся в таком состоянии, в принципе большая редкость, но этот павильон еще и единственное, что напоминает нам об увеселениях Галантной эпохи. Вот там, где виднеются деревья, заканчивалась Катальная горка. Это грандиозное сооружение для своего времени, невероятный инженерный прорыв. Диснейленд и прочие парки аттракционов на самом деле родом отсюда. Это Россия научила остальной мир подобным забавам. Именно поэтому горки, которые у нас почему-то называют американскими, все остальные справедливо называют русскими.
Вот какой она была – даже в наш прогрессивный век дух захватывает от масштаба. Очень похоже на современные аттракционы. Техническую часть рассчитывал знаменитый русский инженер Андрей Нартов. Коляски двигались под собственной тяжестью, а обратно затаскивались с помощью лебедок, приводимых в движение лошадьми. Огромная колоннада опоясывала конструкцию. Общая протяженность сооружения составляла 532 метра из которых более 300 – сама трасса. В высоту первая из трех горок достигала 20-ти метров – солидно. Например, “Медный всадник” с учетом Гром-камня вдвое ниже. Скорость коляски тоже была довольно приличной – до 50-ти километров в час. "Коляска естественно потихонечку теряла скорость, но за счет того, что три схода – то есть она теряет скорость, но она может подняться на сход. И потом она снова набирает скорость, стремясь вниз", – рассказала хранитель павильона Катальной горки Елена Макашова.
Вот как выглядела коляска – спереди сидела дама, обратите внимание – никаких ремней безопасности не было, кавалер стоял сзади. Двигалась коляска на металлических колесах, которые шли по рельсам. Однажды во время катания Екатерины медное колесо выскочило из колеи и спас императрицу тогда граф Орлов. Он был человеком невероятной силы. Одной рукой он схватился за перила, а другой – за эту кисть. И удержал коляску.
Сам павильон – образец высокого искусства. Фарфоровый кабинет – гордость Екатерины. 40 скульптурных групп – их несколько лет делали на Мейсенском заводе. Это самый дорогой фарфор в мире – и мастерство непревзойденное. Проработаны мельчайшие детали: вот голова медузы Горгоны, вот металлические уздечки лошадей, вот кисточки на попоне слона. Про слона – отдельная история. "Мы купили слона XVIII столетия, отбитого от нашей подставки еще в революционные годы. Мы привезли его сюда, а у нас был погонщик, подставка, хобот и часть ноги. И все встало. И этот слон вернулся", – поделилась заведующий сектором "Собственная дача" отдела "Хранение и изучение памятников Ораниенбаума" ГМЗ "Петергоф" Татьяна Сясин.
Екатерина принимала здесь послов. Здесь играли в карты, пили вино, удивлялись красоте интерьеров. Фарфоровый кабинет императрица посвятила победе в Чесменской битве, и конечно, вдохновительнице триумфа, то есть самой себе. Так она прославляла свое величие, свою просвещенность. Всё здесь и до сих пор кричит о ее победе. Жаль только, что нет больше Катальной горки.