Памяти Леонида Шварцмана
Мультики Шварцмана из числа тех произведений искусства, которые заставляли нас думать, что не всё так плохо. Кого-то наверняка и сегодня могут заставить.
"Он сделал наше детство" — пестрят многочисленные комментарии в сети. Леонид Шварцман ушел на 102-м году жизни. Более полувека истории "Союзмультфильма", десятки картин. У него множество наград, но самой главной считал запись, оставленную в книге отзывов на своей выставке: "Наконец, мы знаем, кого нужно благодарить за наше счастливое детство".
Юрий Норштейн, режиссёр, художник-мультипликатор, народный артист России: "Я могу сказать, почему Шварцман такой выдающийся художник и такое явление. Это был человек вселенской доброты. И я не знаю, мне трудно сказать, много на студии было замечательных личностей, но Лёля Шварцман является образцом человека, во-первых, подлинного творца, подлинного художника, и человека необычайной доброты. Я полагаю, что именно это позволило ему стать вот этим крупнейшим явлением киностудии, каким мы его знаем".
Пришел в профессию в 1948 году. "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Снежная королева", "38 попугаев", "Дядя Степа", "Крокодил Гена".
Андрей Хржановский, режиссёр-мультипликатор, народный артист России: "Леониду Ароновичу Шварцману было немало лет, но он был самым молодым из нас и все мы его звали, как он того хотел — Лёлик. Этим ласковым именем мы обозначали свою любовь не только к нему персонально, а к нему, как к воплощению того, что есть искусство и что есть анимация".
Гарри Бардин, режиссёр, художник-мультипликатор: "Он был действительно добрый волшебник-экран. И если вы посмотрите все мультфильмы, которые были сделаны при участии художника-постановщика Леонида Шварцмана, они все излучают добро. Все персонажи. И даже поганые персонажи, негодяи. Они настолько обаятельны".
Шварцман был переученным левшой, но рисовал он всегда только левой рукой. Долгое время увлекался натуралистическим стилем, персонажи — как живые люди. Создатели мультфильма снимали актерскую игру, а потом эту пленку отдавали художнику и он переводил основные позы и движения актера. Для роли Раджи снимали Рубена Симонова. Купец в "Аленьком цветочке" — Николай Боголюбов. Чудище — Михаил Астангов.
Леонид Шварцман: "В моем творчестве, в мультипликации самое близкое — как художник я говорю — это создание персонажей. Мне это ближе всего. Ну, во-первых, персонажи это решающие в мультфильме, потому что они являются самым ярким и самым привлекательным для зрителя. Они несут всю информацию. Это герои, это актеры".
Чтобы создать удава, много ходил в зоопарк рисовал с натуры. Говорит, преодолевал себя, потому что к змеям испытывал мистический страх, а нужно было создать образ обаятельного философа. В итоге все решил один штрих — веснушки на носу. А настырный громогласный попугай — чем-то напоминает Ленина.
Прическа Шапокляк повторят имидж собственной тещи. А вот походка воспитательницы в мультфильме "Гирлянда из малышей" скопирована у Софи Лорен. Подобно старым мастерам живописи, которые в многофигурных композициях помещали и собственный образ, Шварцман изобразил карикатурный автопортрет — вот он сам, в образе грабителя.
И конечно, Чебурашка! Шварцман работал над персонажем очень долго, двигался маленькими шажками. В нем многое — от характера и обаяния самого художника. Чебурашка стал образом, объединяющим поколения и даже символом страны. Он — талисман нашей Олимпийской сборной.
Юлиана Слащева, председатель совета директоров киностудии "Союзмультфильм": "На его веку в стране и в анимации случилось очень много всего, очень много разных событий, и он всегда был частью этих событий. Всегда был в гуще, всегда был рядом. Он всегда видел и распознавал красивое, доброе, светлое и умел этому по-настоящему радоваться. Леонид Аронович до конца дней сохранял в себе все то, что вложил в своих персонажей — искренность, доброту легкость , справедливость".
В 2017 году Леониду Шварцману вручили высшую награду нашей страны — премию Президента.
Вскоре после войны, в разгар холодной войны Папа Римский говорил своим прихожанам, что воспитывать детей можно только на советских мультфильмах.
Сегодня специалисты по геополитике называют анимацию "мягкой силой", подчеркивают, мультфильмы — первый вид искусства, с которым сталкиваются дети, поэтому ее влияние на формирование человека огромно. Шварцман это понимал и создавал только добрые фильмы.