Насекомые чувствуют боль. Чем это грозит индустрии производства еды?
Вопрос о том, чувствуют ли насекомые боль, остаётся предметом жарких научных споров.
Как узнать наверняка, что определённые ощущения вызывают специфическую реакцию, известную нам как боль? Ведь речь идёт не только о химических и физических изменениях в организме, но и о субъективной, на первый взгляд, неизмеримой реакции.
Группа учёных, работавших под руководством исследователей из Великобритании, утверждает, что обнаружила у насекомых биологический механизм, который указывает на то, что они действительно могут испытывать субъективное ощущение боли.
Исследователи рассмотрели ряд научных данных и пришли к выводу, что у насекомых, скорее всего, есть контроль центральной нервной системы над ноцицепцией (физиологической болью) и что это подтверждает наличие у них болевых ощущений.
Как объясняют учёные, ноцицепция обычно приводит к рефлекторным реакциям, таким как быстрое отстранение или бегство от повреждающих раздражителей.
Ноцицепция может сопровождаться ощущением боли, хотя это не всегда так.
К примеру, такие рефлексы существуют даже у относительно простых животных, таких как черви, и не обязательно сопровождаются субъективным ощущением боли или страдания.
Как же оценить наличие у животного боли, а не только базовой ноцицепции?
У существ, которые действительно имеют субъективное ощущение боли, есть такая любопытная способность, которую учёные называют "нисходящим контролем ноцицепции". У млекопитающих она реализуется нейронами головного мозга.
Поясним, что боль — очень важный эволюционный механизм. Эта способность обеспечивает важную для выживания функцию, позволяя животному корректировать своё поведение в разных ситуациях, в том числе опасных для его здоровья и жизни.
Но болевые ощущения далеко не всегда помогают животному справиться с внешними обстоятельствами. Порой боль только мешает.
Потому у ноцицепции существует тот самый нисходящий контроль. Благодаря ему зверь может подавить ощущение боли, к примеру, чтобы продолжать схватку с противником, не обращая внимания на полученные раны.
Учёные исследовали базовую ноцицепцию у насекомых довольно хорошо. В то же время не было установлено, обладают ли они способностью контролировать её.
В этот раз изучив ряд нейробиологических и поведенческих данных, авторы обнаружили, что насекомые способны гибко адаптировать своё поведение к различным ситуациям, в которых могут испытывать боль.
А значит, похоже, что у насекомых всё же есть некая система для ослабления реакции на потенциально болезненные раздражители. А там, где есть система сглаживания болезненных ощущений, есть и сами эти ощущения, делают вывод авторы работы.
По словам учёных, в отсутствие прямого способа измерить субъективное ощущение боли у всех животных, выводы новой статьи имеют важное значение.
Ведь у животных не спросить об их ощущениях. Нет у насекомых ни мимики, ни языка тела, даже отдалённо напоминающих человеческие.
Если собаки хотя бы реагируют на боль, вздрогнув или сморщив морду, то по движениям личинки какого-нибудь жука совершенно непонятно, что она чувствует в данный момент.
Поэтому существование нервных механизмов, которые могут быть косвенным признаком боли у насекомых, является важным открытием, заключают авторы.
Такой вывод с этической точки зрения приводит к тяжёлым раздумьям. Насекомых уже давно рекомендуют широко применять в пищу. Более того, многие страны возлагают большие надежды на белок из тел умерщвлённых насекомых. На насекомых проводятся научные эксперименты. А уж сколько насекомых погибает (потенциально в ужасных муках) под воздействием инсектицидов даже невозможно представить!
Неужели во всех этих областях придётся вводить такие же этические нормы, какие существуют для млекопитающих? К примеру, на днях активисты, борющиеся за этическое обращение с животными, добились запрета на перевозки обезьян в лаборатории США из Кении на самолётах. Меж тем только за 2020 год африканская страна отправила в Америку для испытаний 27 тысяч приматов.
Маловероятно, впрочем, что за чувства насекомых даже самые ярые зоозащитники будут переживать столь же сильно, как за ощущения млекопитающих. Всё же многим трудно испытать к ним ту же степень сочувствия: насекомые слишком сильно отличаются от нас, к тому же природой в нас с детства заложен страх перед насекомыми.
Но теперь, зная о том, что насекомые могут "стиснув жвала" терпеть боль ради выживания, мы не сможем быть к ним такими же безжалостными, как раньше. Придётся подстраиваться и перестраиваться.
Статья учёных с полным описанием проведённой работы была опубликована в издании Proceedings of the Royal Society B.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".