Выставка к 100-летию со дня рождения Александра Орлова – в Сергиевом Посаде
"Вне жизни суетной теченья..." Выставку к 100-летию со дня рождения художника Александра Орлова открыли в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Часть работ для экспозиции предоставили наследники художника. Юлия Струкова продолжит.
Самостоятельный и неконъюнктурный – Александру Орлову удавалось быть таким и в жизни, и в творчестве. Он мог позволить себе заниматься тем, что чувствовал.
"Его волновали проблемы цвета, целостного видения предмета. Многих вы найдете людей, которые бы этим занимались в 50-60-е годы?" – отметила заведующая научно-фондовым отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника Ирина Жданова.
Первая персональная выставка Александра Орлова состоялась, когда ему исполнилось семьдесят. Тогда многие отмечали поэтичность, эмоциональность и философичность работ художника. Вроде бы он все время писал пейзажи и натюрморты, но за ними оказывались другие смыслы. Орлов как будто видел молекулы природы и душу мироздания. В профессиональных кругах о нем говорили как о счастливом служителе Божьего мира. А худсоветы периодически отклоняли его работы – считали, они не соответствуют теме и духу времени.
"Пейзаж с красной коровой, который с трудом прошел худсовет, потому что это отличалось от того, что писали даже в начале 70-х годов. Эти тучные стада, коровы ухоженные. И вдруг красная корова. Спасло Александра Николаевича только то, что возникла ассоциация с работой Петрова-Водкина", – сообщила Ирина Жданова.
Один из любимых приемов художника – округлый, словно космос, горизонт. Вот как здесь, в картине "Мое Подмосковье". Метафоричный образ Лавры, отражающийся в Келарском пруду. И – множество цветовых нюансов. Реальность становится поэтичной и музыкальной. Рассказывают, Александр Орлов мало работал на натуре. Он ее перерабатывал в своем воображении. И очень любил и знал музыку, поэтому его картины как будто звучат.
"Когда мы смотрим, например, на купола, с одной стороны, понятно – это ночь, Лавра. Успенский собор и купол Троицкого. Я это бесконечно люблю: ритм полосок, идущих вокруг, и мне чудится, что это колокольный звон", – поделилась Любовь Шитова, дочь А. Орлова.
Более ста тридцати картин – с 50-х по двухтысячные годы. Некоторые работы больше напоминают мозаику эпохи модерна. Вечерний пейзаж в лилово-зеленых тонах – отсылка к символистам и Врубелю. Множество оттенков белого в картине "Зима", будоражащие воображение краски лета. И маленький, будто созданный из лучей заката, отблесков воды и отражений деревьев храм Покрова-на Нерли. Поэзия, пробуждающая фантазию. Образы, с которыми не хочется расставаться.