22 июля 2022, 18:17 22 июля 2022, 19:17 22 июля 2022, 20:17 22 июля 2022, 21:17 22 июля 2022, 22:17 22 июля 2022, 23:17 23 июля 2022, 00:17 23 июля 2022, 01:17 23 июля 2022, 02:17 23 июля 2022, 03:17 23 июля 2022, 04:17

Реставраторы заканчивают установку иконостаса в церкви Варлаама Хутынского

  • Реставраторы заканчивают установку иконостаса в церкви Варлаама Хутынского
  • Картинка
    Монтаж иконостаса церкви Варлаама Хутынского в Покровском соборе
  • Реставраторы заканчивают установку иконостаса в церкви Варлаама Хутынского
Храм входит в ансамбль церквей собора Василия Блаженного.

Реставраторы заканчивают установку иконостаса в церкви Варлаама Хутынского. Храм входит в ансамбль церквей собора Василия Блаженного – одного из самых узнаваемых памятников столицы. Подробности у Антона Николаева.

Церковь Варлаама Хутынского можно узнать по зелёной главке с жёлтыми "шипами". С конца 2020 года здесь проводились работы по реставрации иконостаса, которые теперь полностью завершены. Первоначальный иконостас церкви не сохранился. В 30-е годы XX века, когда здесь уже был музей, его сотрудники решили поздний иконостас XIX века, который был на тот момент в храме, заменить на реконструкцию древнего тяблового иконостаса XVI века.

"А вместо этого была сооружена простая деревянная конструкция, мы практически не видим ее, потому что иконы закрывают ее. Именно поэтому мы пошли на то, чтобы полностью демонтировать деревянную конструкцию 1930-х годов, изготовить новую дубовую конструкцию. Это как раз и было сделано в эти последние 2 года", – пояснила заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея Татьяна Сарачева.

После революции 1917 года со всех концов страны в Москву свозили иконы из закрытых и разрушенных храмов. Из них и составили иконостас церкви Варлаама Хутынского. Самый древний образ – начала XVI века "Сошествие во Ад". В ходе нынешних работ все иконы были отреставрированы в мастерских Исторического музея. Специалисты укрепили красочный слой и очень деликатно восстановили утраты. Кроме того, были удалены тонировки, выполненные во время предыдущих работ, как рассказывает реставратор Ольга Долганова.

"Тонировки наносились и на авторскую живопись. Со временем такие тонировки темнеют, получилось, что все иконы были в темных пятнах. Мало того, что отставал красочный слой, еще и в темных пятнах", – пояснила заместитель заведующего отделом реставрации Государственного исторического музея Ольга Долганова.

Под дьяконские двери в 1938-м году, судя по всему, приспособили ростовые иконы с изображениями Николая Чудотворца и Василия Великого. Две иконы – Богоматери и Архангела Гавриила – советский реставратор Брягин, принимавший участие в реконструкции иконостаса, написал сам. Как выглядел самый первый иконостас церкви Варлаама Хутынского, можно только предполагать.

"Как он выглядел, мы, к сожалению, точно сказать не можем. Вот, поэтому предполагается, что Брягин тоже старался как-то решить эту проблему и решил ее лучшим для своего времени образом", – заметила хранитель живописи отдела "Покровский собор" Государственного исторического музея Татьяна Облицова.

До сих пор нет точного ответа и на вопрос, почему одна из церквей Покровского собора посвящена Варлааму Хутынскому. По одной версии, таким образом Иван Грозный хотел почтить своего отца Василия III, перед смертью принявшего иночество с именем Варлаам – в честь святого. По другой версии, именно в день памяти Варлаама Хутынского Иван Грозный вернулся из Казанского похода в Москву.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация