24 июля 2022, 08:01 24 июля 2022, 09:01 24 июля 2022, 10:01 24 июля 2022, 11:01 24 июля 2022, 12:01 24 июля 2022, 13:01 24 июля 2022, 14:01 24 июля 2022, 15:01 24 июля 2022, 16:01 24 июля 2022, 17:01 24 июля 2022, 18:01

На этой неделе исполнилось 60 лет со дня исторического визита в Архангельск генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева

  • На этой неделе исполнилось 60 лет со дня исторического визита в Архангельск генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева
  • Картинка
    На этой неделе исполнилось 60 лет со дня исторического визита в Архангельск генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева
  • На этой неделе исполнилось 60 лет со дня исторического визита в Архангельск генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева
23 июля 1962 года для Архангельска стало знаковым. Жизнь в городе закипела по-новому, начался расцвет Архангельска, пошла работа на будущее северной столицы. Хрущев уехал ничего не пообещав, но вскоре появился исторический документ – постановление о развитии столицы Поморья.

Для советского Архангельска приезд Никиты Сергеевича стал настоящим праздником. До этого в столице Поморья бывали лишь Петр 1 и Александр 1. Берег Двины усыпали тысячи ликующих, нарядных архангелогородцев. Столицу Поморья Генеральный секретарь сперва увидел с воды.

Игорь Репневский, заместитель министра культуры Архангельской области, начальник отдела по делам архивов:"Вот прямо на этом месте он пришел сюда на теплоходе, „мошке“, как этот теплоход иногда называют в народе. Теплоход был новый, он пришел с левого берега и здесь его встречали тысячи людей. Они в основном расположились по этой насыпи. Встречал его первый секретарь обкома Новиков, и здесь же он начал свою встречу с народом. После этого они прогулялись до Гостиных дворов, сели на машину и проехались по Набережной Северной Двины. Интересно, что руководители нашего Архангельска выбрали неслучайный маршрут. Им нужно было показать в первую очередь довольно плачевную ситуацию с жилищным фондом в городе Архангельске, поскольку основу его составляли отнюдь не памятники архитектуры, а бараки, в которых располагался рабочий класс, который поднимал промышленность архангельского севера в годы индустриализации".

Ровно 60 лет назад в день приезда Никиты Сергеевича в Архангельске стояла жаркая погода. Кортеж Хрущева с Набережной Северной Двины свернул на улицу Логинова. Здесь его уже встречала ликующая толпа. После кортеж Никиты Сергеевича отправляется на проспект Павлина Виноградова, так тогда назывался Троицкий. Ни о какой центральной площади города речи пока нет, вся улица застроена зданиями. Именно тогда генеральный секретарь принимает решение, дать столице Севера новый облик. И этот облик стал каменным. Деревянные бараки было велено срочно расселять, вместо них появлялись "хрущевки". Вдоль Гостиных дворов начали возводить набережную. Постановление генсека по развитию Архангельска не уместилось на нескольких листах. В столице Поморья нужно было построить железнодорожный вокзал, 22 школы, 13 километров водопровода, дорогу на Северодвинск, Васьково и Емецк.

Василий Трофименко, заместитель директора Государственного архива Архангельской области:"Он в большей степени мыслил категориями комплексного развития территорий, что и отразилось в целой череде записок, которые он подал правительству. И правительство на основании этих записок направило свое распоряжение, свое постановление сюда на места. И уже на местах конкретные вопросы, касающиеся, начиная от торговли, свинарников, дорог, заканчивая какими-то глобальными вопросами образования и здравоохранения, все это прорабатывалось. Нужно понимать, что, безусловно, он не один".

Большой итог поездки — постановление Верховного Совета СССР "о развитии Архангельска". Для этого было создано главное управление по строительству. Одна за одной в столице севера стали вырастать новостройки. В Маймаксе запустили лесопильный комбинат, в 1964 году открыли железнодорожный мост через Северную Двину, вместо булыжников на дорогах появился асфальт. Жизнь в Архангельске пошла совершенно по-новому.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация