27 июля 2022, 09:01 27 июля 2022, 10:01 27 июля 2022, 11:01 27 июля 2022, 12:01 27 июля 2022, 13:01 27 июля 2022, 14:01 27 июля 2022, 15:01 27 июля 2022, 16:01 27 июля 2022, 17:01 27 июля 2022, 18:01 27 июля 2022, 19:01

В столице отметили 85-летие беспосадочного авиаперелета Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто

  • В столице отметили 85-летие беспосадочного авиаперелета Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто
  • Картинка
    Торжественный вечер в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России
  • В столице отметили 85-летие беспосадочного авиаперелета Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто
Стартовав в четыре утра 12 июля 1937 года с Щелковского аэродрома на самолете АНТ-25, они без посадки смогли пересечь Северный полюс, добраться до небольшого поля на границе с Мексикой – Сан-Джасинто, проведя более 62 часов в небе и поставив мировой рекорд по дальности полета.

Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто: торжественный вечер, посвященный 85-летию рекордного беспосадочного авиаперелета, прошел в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России. Экипаж Михаила Громова провел в небе более 62 часов, преодолев почти 12 тысяч километров. Репортаж Ксении Егоровой.

Небольшой особняк, дом авиации и космонавтики ДОСААФ, недалеко от Ходынского поля – здесь летчик Громов начинал свой полет длиною в жизнь – сейчас с трудом вмещает гостей. Вспомнить детали рекордного перелета через Северный полюс пришли коллеги и потомки экипажа – Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина.

"Для нас важно, листая страницы архивов, понимать весь масштаб личности Громова, потому что это не просто выдающийся летчик-испытатель, это и художник, и человек, который прекрасно разбирался в музыке. Его любимый композитор – Рахманинов, с которым он, кстати, мечтал встретиться в Америке", – рассказала начальник Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России Юлия Сигорская.

С Рахманиновым группе Громова встретиться так и не довелось, но всемирная известность все же их настигла. Стартовав в четыре утра 12 июля 1937 года с Щелковского аэродрома на самолете АНТ-25, они без посадки смогли пересечь Северный полюс, добраться до небольшого поля на границе с Мексикой – Сан-Джасинто, проведя более 62 часов в небе и поставив мировой рекорд по дальности полета, причем большую его часть приходилось идти практически вслепую, а где-то еще вручную сбивать наледь с крыла.

Хотели пересечь и границу Мексики (топлива хватало), но тогда экипажу это не разрешили сделать. Поле с нашим гигантским АНТ-25 тут же стало достопримечательным местом – хозяин поля в Сан-Джасинто даже брал плату с простых американцев, они восприняли Громова, Юмашева и Данилова на ура, и целый месяц летчики провели в Америке, успев побывать на бейсбольном матче, поговорить с Рузвельтом и сфотографироваться с Ширли Темпл.

"Она любезно проводила нашим летчикам экскурсию по Голливуду. Юмашеву даже предложение сделали посниматься", – сообщила Ирина Данилина, внучка летчика Сергея Данилина.

"Взляните-ка на малого, похожего на Чкалова, а может быть на Громова – всем гражданам знакомого", – такие стихи в конце 30-х ходили по всему Советскому Союзу. Но все же фигура летчика Громова со временем затмилась другой фигурой – Чкалова.

"Громов – это был Громов. У него мать была, в общем-то, крестьянка, а отец – дворянин. Немножко другой социальный слой был. А Чкалов – это народный летчик. Сталину нужен был народный летчик", – пояснил летчик-испытатель, киносценарист Мстислав Листов.

Самолет, который Громов своими руками готовил к удивительному перелету, позже был уничтожен во время учений в качестве мишени. Михаил Громов успешно сражался с нацизмом в Великую Отечественную, далее служил в управлении Летной службы, занимался общественной деятельностью и писал книги, в которых очень простым языком объяснял сложные вещи – так, как умел только он.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация