Новосибирские учёные работают над созданием доступного лекарства от болезни Бехтерева
Уколы "блокады" Артёму помогали недолго. Боль в спине становилась невыносимой. 10 лет мужчина не мог понять, а врачи объяснить – что с ним происходит. Ни разогнуться, ни пройти без ходунков. Диагноз поставил ревматолог: анкилозирующий спондилит. Она же – болезнь Бехтерева. Опасная и коварная, но Артём хотя бы узнал "врага" в лицо.
"Когда уже есть диагноз – понятен вектор, куда двигаться", – рассказывает житель Новосибирска Артём Мистрюков.
Болезнь Бехтерева своих жертв гнёт к земле. Позвоночник будто сковывает навечно. Инвалидом – без помощи и специальной терапии – можно стать за несколько лет. Недуг, к счастью, поддаётся лечению. Одни из самых эффективных сегодня – генно-инженерные биопрепараты. Однако это далеко не идеальное лекарство.
"В первую очередь это связано с высокой стоимостью лечения. Это сумма от 500 до 800 тысяч в год на одного пациента, но это не единственное ограничение. Эти препараты, к сожалению, достаточно хлопотно хранить и перемещать", – рассказывает директор НИИ клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ИЦиГ СО РАН Максим Королёв.
Потому учёные ищут им альтернативу. Более доступную, менее капризную, но такую же эффективную. Ей могли бы стать РНК-аптамеры. Терапевтическая молекула действуют прицельно, как пуля. Блокирует действие молекулы-мишени. Той самой, что вызывает воспаление в суставах. Одни из главных преимуществ разработки – её легко тиражировать, а результат предсказуем.
"Аптамеры получаются полностью химически. Это очень стабильная, очень воспроизводимая молекула, которую можно получить в нужно количестве. Химический синтез всегда обеспечивает нам стабильные свойства, а это очень важно", – комментирует старший научный сотрудник, зав. лабораторией Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Мария Воробьёва.
Действие аптамеров учёные испытали на мышах. Сравнили со стандартным противовоспалительным препаратом. Предварительный результат обнадёжил: препарат оказался безопасным для грызунов и улучшил их самочувствие. Но разработка лишь на старте пути к фармацевтическому рынку.
"Этот проект находится на этапе проверки гипотезы, вообще оно жизнеспособно или не жизнеспособно. Поэтому загадывать сложно в этой ситуации. Но, надеемся, что это принесёт новый препарат в нашу фармацевтическую индустрию", – говорит заведующая лабораторией НИИ клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ИЦиГ СО РАН Анастасия Котлярова.
Сильная сторона разработки – её доступность. Потенциально процесс производства экономичен. А значит, в случае успешного воплощения проекта учёные смогут помочь большему числу людей.
Лаборатория экспериментальной и клинической фармакологии создана в рамках реализации СиббиоНОЦ ("Сибирский биотехнологический научно-образовательный центр"). Исследования с участием лабораторных мышей проходили в SPF-виварии ФИЦ "Институт цитологии и генетики СО РАН.