Борьба с историей: что ждет советские памятники в Прибалтике
В Риге готовятся по частям сносить Мемориал советским воинам-освободителям, и потом, согласно бюрократической формулировке, "его полностью утилизируют". Репортаж Алексея Конопко.
Ломать памятник воинам-освободителям власти Риги планируют три с лишним месяца: с Родиной-матерью и 79-метровой стелой латышский бульдозер должен разделаться к 15 ноября – кануну одного из двух дней независимости страны.
"Так как памятник строился по частям, так же он будет и сноситься. Музей оккупации, который определяет, какие его части ценные, а какие – нет, не признал ни одну из частей ценной. Поэтому он весь будет утилизирован", – заявил мэр Риги Мартиньш Стакис.
Могли бы тянуть до 4 мая – именно в этот день Латвия отправилась на выход из СССР, – но слишком уж неспокойно вокруг монумента. Даже подрядчика для сноса выбирали тайно, опасаясь реакции рижан, которые в минувший День Победы несколько суток подряд вместо выброшенных коммунальными службами цветов приносили новые.
"Если государство удаляет определенный период из своей истории, то всем понятно, что у этого государства нет будущего!" – считает заслуженный пенсионер Латвии Юрий Журавлев.
Заявлению мэра о нулевой ценности памятника удивились историки Даугавпилсского университета, усомнившись в адекватности властей. Удивились в латвийском минфине – снос, по оценкам экспертов, обойдется в 2 миллиона евро: не по нынешним кризисам такие траты. Но больше всего удивились в том самом музее, на который градоначальник сослался, ведь никаких оценок там не проводили.
"Музей оккупации — не художественный музей. (…) Комиссия рассматривает соответствие предмета (…) миссии музея, оперативным целям, политике коллекции, полезности, физическому состоянию предмета, габаритам, возможности обеспечения доступности, бюджетные возможности и другие аспекты", – говорит директор музея Солвита Виба.
То есть все, что сказали Стакису – что в конкретный музей скульптуры не возьмут. Сам памятник, который создавали и на который жертвовали деньги жители Латвийской ССР, считается одним из лучших образцов монументального искусства.
"Художественная ценность неоспорима! Так образно, так грамотно, так умело – он сам по себе мог служить другим поколениям не только как память о борьбе и трудной победе, но и как пример пластического и архитектурно-пластического решения труднейшей задачи", – сказал скульптор, народный художник РФ Геннадий Правоторов.
Если, а вернее когда монумент снесут, он станет самым знаковым, но только одним из почти трех сотен, которые сейм отдельным законом решил уничтожить. Это при том, что Россия не раз просила памятник просто отдать.
Того же теперь добиваются в Нарве. Здесь под "десоветизацию" власти отправляют Т-34, установленный на месте форсирования Красной армией одноименной городу реки. Отстаивать историческую память больше сотни жителей собрались после визита к танку нового министра внутренних дел. Что "нового" – важно: в сезон правительственных отставок любая публичная русофобия – это сразу плюс в общеевропейскую политическую карму.
"Мы учли все возможные инциденты – они, конечно, будут. Но могу заверить, что внутренняя безопасность будет обеспечена. Принимая эти решения, мы должны помнить, что Нарва и в будущем должна ментально оставаться в Эстонии", – говорит министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс.
Другое дело, что в случае прибалтийских республик слишком многие еще помнят, кто оккупировал, а кто освобождал.
"Это наша история, это наша боль… Потому что предки наши воевали", – говорят защитники памятника.
"В День Победы разрешили только возложить цветы – не разрешили ни стоять, ни песни попеть, как мы обычно всегда это делаем. Форму не разрешили, ничего!"
"Я служил в советской армии и давал присягу Советскому Союзу. Неужели я позволю, чтобы вот это вот сняли?! Или думаете, танк снесете – газ будет дешевле?!"
Впрочем, про газ – это только простым гражданам Эстонии интересно. У политиков своя повестка: на пресс-конференции, трансляцию которой открывал флаг Украины с половиной нацистского лозунга, Кая Каллас заявила, что после нее советских мемориалов в стране не останется вовсе.
"Главное решено: советские памятники нужно убрать из публичного пространства, и мы сделаем это как можно быстрее. Конкретное время и порядок зависят от готовности и логистического плана. Отдельный вопрос – нарвский танк. Это орудие убийства, это не мемориальный объект", – заявила Каллас.
Должно быть, этой же логикой руководствовались польские чиновники, закрывая выставку, что готовил Музей Победы для Освенцима.
"Кроме как некое циничное отношение к нашей стране это невозможно оценить больше никак. Мы приняли решение у нас на сайте сделать онлайн-проект, который будет называться "Освенцим: правда". Все материалы, которые были собраны нашими коллегами на протяжении трех лет, будут размещены в этом онлайн-проекте", – рассказала заместитель генерального директора по экспозиционной и выставочной работе Музея Победы Юлия Москвичева.
Заработает цифровая выставка к середине августа, когда на сайт загрузят все неугодные теперь в Польше документы.