Персональная выставка Андрея Новикова открылась в Музее имени Щусева
В Музее архитектуры имени Щусева открылась персональная выставка Андрея Новикова "Культурный слой". Каким будет человечество в мире, который меняется необратимо и стремительно? Художник ищет ответ на этот вопрос вместе со скульптором Сергеем Колосовым.
В человеке есть стремление к большему, а контекст времени не задает этого. Хочется новых ориентиров, идеалов, но где их найти? Ответить на эти вопросы пытается Андрей Новиков в серии работ "Культурный слой". Одна из важнейших тем для художника – чувство одиночества, потерянности, желание обрести объединяющие общество цели и новых героев.
"Жажда новых больших свершений, новых проектов, изменения мировой структуры системы – она назрела на самом деле и требует лидеров, которых пока нет. Я попытался их визуализировать, воплотить в своих образах – тот, за кем пойдут люди. Допустим, эта работа называется "Прометей". Но многие мои коллеги сказали, что это не Прометей, несущий огонь людям, а скорее Харон, перевозящий через реку Стикс души умерших", – рассказал художник Андрей Новиков.
Тоска по новым титанам, бренность современной цивилизации – над этим Андрей Новиков размышляет несколько лет. Первые эскизы к проекту появились во время карантина – в период ограничений, страхов и ощущения разрушения привычной картины мира. Тему художник исследует в разных географических точках. Часть работ написана в Ессентуках. Герои помещены в полуразрушенные южнорусские усадьбы, где в детстве Новиков провел много времени. Несколько последних картин цикла созданы в Стамбуле, где художник проживает сейчас. И это уже совсем другой культурный слой.
"У Андрея Новикова архитектура является персонажем. Она символична. Она зачастую показана в таком разрушенном стоянии, но через эту разрушенность он показывает создание чего-то нового. Как теория Большого взрыва. Благодаря взрыву возникла новая жизнь, и здесь через призму разрушающейся архитектуры, он показывает, что будут изменения, которые дадут нам новый виток", – пояснила организатор выставки, директор галереи современного искусства "К35" Мария Саава.
Разрушающаяся архитектура выступает здесь в качестве образа старого мира "с ворохом проблем и архаичными установками". Художник сознательно увеличивает фигуры своих персонажей, наделяя их свойствами то ли супергероев из вселенной Marvel, то ли новых людей, способных преодолевать законы физики. Героиня полотна "Омега", которую Андрей Новиков написал последней и привез в Москву с еще свежими красками, левитирует в монастыре Хора – наиболее сохранившей свой первозданный вид византийской церкви в Стамбуле.
"Момент левитации, зависание в воздухе, подмена или замена физических устоявшихся нормативов мне очень интересна. То есть новый мир подразумевает, в моем понимании, даже отмену физических свойств этого мира. Это возможно в живописи, возможно и в реальном мире", – поделился Андрей Новиков.
Созданная специально для этого проекта инсталляция Сергея Колосова "Будущее прекрасно" продолжает тему энтропии и хаоса. На обломках и руинах блестят 600 лампочек. Хрупкость стекла как аналогия хрупкости человеческой жизни.
"Это битые лампочки. Так же, как и человек, они когда-то светили. Кто-то может яркой вспышкой светить, кто-то медленно, еле заметно. Хотелось бы, чтобы человечество занималось колонизацией других планет, а не поиском способов самоуничтожения. Будущее прекрасно!" – убежден скульптор Сергей Колосов.
Это будущее на полотнах Андрея Новикова предстает "черной водой" – глубокое, неизведанное пространство. Что будет завтра, будут ли новые герои, и какой следующий культурный слой? За ответами стоит нырнуть без страха.