Германия стремительно катится к "концу света"
Политики не любят, когда им приходится заниматься чистым пиаром, и все кругом понимают, что это показуха. У канцлера был несколько недовольный вид, когда 2 августа он приехал в Мюльхайм-на-Руре на завод концерна Siemens. С брезгливым выражением он осмотрел и даже потрогал ту самую турбину для "Северного потока – 1", которая застряла в Германии на пути из Канады в Россию. Но когда страна в панике считает дни до начала отопительного сезона, канцлеру приходится быть даже тем, кем он не является. Вот Шольц, как инженер по турбинам.
"Турбина в готовом к эксплуатации состоянии. Кроме того, нет никаких санкций, касающихся газовой отрасли, и которые могли бы встать на пути использования турбины. Нет никаких объективных причин, по которым транспортировка невозможна. Турбина здесь, на месте, просто кто-то должен сказать, что хочет ее получить, и она будет доставлена в короткие сроки", – заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц.
Без этой турбины первый "Северный поток" работает на 20% мощности. С ней работал бы на 40%, потому что из шести агрегатов на головной станции "Портовая" эксплуатируется только один, еще один стоит в резерве, а три остановлены, поскольку тоже требуют ремонта, по контракту на заводе Siemens в Канаде, которая санкции против "Газпрома" благополучно ввела. Вместе с Британией и Евросоюзом. Две рабочие турбины не решают проблему накопления Германией достаточных запасов газа на зиму, но 40 лучше, чем 20. После заявления "Газпрома", опубликованного в ответ на слова Шольца, старенький агрегат за номером 73 вырастает до размеров "турбины Судного дня" для немецкой экономики.
"Действующие антироссийские санкции препятствуют успешному разрешению ситуации с транспортировкой и ремонтом газотурбинных двигателей Siemens для компрессорной станции "Портовая", обеспечивающей подачу газа европейским потребителям по газопроводу "Северный поток", – указали в "Газпроме".
Это означает, что 15-процентная экономия газа, которая была согласована в ЕС пока на добровольных началах, должна приобрести обязательный характер. Сейчас будет много цифр. 15% – это 45 миллиардов кубометров газа по всему Евросоюзу. На долю Германии приходятся 10 миллиардов – это объем, который ежегодно расходует 5 миллионов домохозяйств. 8 миллиардов кубометров должна сэкономить Италия, по 5 – Франция и Нидерланды. Одновременно Еврокомиссия планирует создать резерв, из которого она будет помогать газом тем, кому вдруг станет совсем плохо. Но, как всегда, планы фон дер Ляйен и команды заканчиваются там, где начинаются планы Венгрии.
"Брюссель нам не хозяин. Мы независимая суверенная венгерская нация. Мы участвуем в совместных решениях. Если они нас не устраивают, мы так и скажем", – откровенно высказался венгерский премьер Виктор Орбан.
Назревающая драка за газ, очевидно, не входила в планы фон дер Ляйен, когда она еще в начале года с гордостью объявила курс на отказ от российских углеводородов. Быстро, решительно и навсегда. Быстро наступил решительный дефицит топлива, осталось выяснить, рискует ли Европа навсегда распрощаться с текущим уровнем благосостояния.
"Если ты сначала говоришь, что тебе больше не нужен газ, то не надо потом жаловаться, когда действительно останешься без газа. А теперь выходит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и говорит: "Осенью нас ожидает драматические события, потому что мы катимся к полному отключению электроэнергии". То есть именно антироссийская группа европейских политиков не захотела покупать российские газ и нефть, но зато отправилась клянчить их в Катар, где им, впрочем, тоже отказали", – объяснил ситуацию кандидат на пост президента Австрии Геральд Гросс.
Оставить промышленность без газа – это стремительная деиндустриализация и десятки миллионов безработных. Поэтому решать проблемы будут за счет населения.
Британцам заботливые власти рекомендовали постоянно держать включенным только один электроприбор – холодильник. Каждый шестой немец в ближайшие месяцы может переместиться под черту бедности. С 1 октября гражданам придется платить 200-300 евро на поддержание импортеров газа, вроде компании Uniper, которая запросила от государства 10 миллиардов помощи. Этот налог не освобождает немцев от роста тарифов. По предварительным расчетам, привязанным к текущим ценам на газ, нагрузка на бюджет среднестатистической семьи из четырех человек может увеличиться на 3200 евро в год, что составляет месячный доход многих домохозяйств. Это будет уже совсем скоро. Об этом пишут газеты и предупреждают по телевизору.
А потом бац – и возникает Анналена Бербок, вроде бы большой начальник в Германии, а как будто с Марса.
"Путин пытался нас расколоть, он пытался играть с нами в игры. И теперь весь мир ясно видит, что он просто использует энергетику в своих интересах. Да, это было ошибкой: быть настолько зависимыми от дешевого российского газа. И поэтому мы изменили нашу политику в этом вопросе и полностью отказываемся от его поставок", – заявила глава МИД Германии.
Ключевое здесь – "дешевый российский газ". Для капиталистической глобализации это абсолютно нормально – они всегда искали, где подешевле, и обеспечивали тем самым экономический рост. И Россия до конца пыталась сохранить эту нормальность, но с ней не хотели разговаривать. И поэтому теперь им всем, а особенно немецким "зеленым", приходится убеждать избирателей в необходимости жертв и игнорировать недовольных внутри Германии. Как долго они смогут это продолжать – большой вопрос. Эрозия идеологической почвы "зеленых" идет ускоренными темпами: вот-вот на месте их "священной рощи" построят угольную станцию или поставят АЭС.
Сейчас в Германии остались только три работающие атомные станции, но к концу года и они должны быть ликвидированы. А это станция Brokdorf в Шлезвиг-Гольштейне, закрытая восемь месяцев назад. А ввели ее в эксплуатацию в 1986-м, вскоре после чернобыльской катастрофы. И как раз в то время на этих полях немецкие "зеленые" показали, что они могут не только обнимать деревья, но и штурмовать полицейские укрепления. Уничтожить немецкие АЭС – для них это была программная установка. Пусть и через 35 лет, но они своего добились – Brokdorf остановлена. По этим ЛЭП не идет ток, хотя их не спешат демонтировать, а чуть дальше бодро крутятся ветряки – сильно на любителя, но милая сердцу "зеленых" картина. Проблема в том, что сейчас крутятся, а завтра нет. Ведь с этого прошлой осенью и начался энергетический кризис.
"Мы решили, что все сможем с помощью ветра и солнца. Но нам не говорят правду. На деле в этот период импорт газа из России лишь увеличивался, а все потому, что ветряки чаще простаивают, чем работают, в год в среднем используется 20% их мощности. В среднем один ветряк работает в год 2000 часов, в году 8760 часов, то есть 22%. Это знает каждый ребенок, но федеральное правительство нам об этом не рассказывает. С солнечными генераторами дела обстоят еще хуже: солнце светит не часто, а по ночам вообще не светит", – разъясняет "на пальцах" эксперт по энергетике, политик, член СДПГ Фритц Фаренхольт.
Еще одна часть проблемы пресловутого "зеленого перехода" носит сугубо политический характер. Чтобы безопасно полагаться на возобновляемые источники, их должно быть в пять раз больше, а Бербок как министр иностранных дел взяла курс на разрушение отношений с Китаем. При этом производство ветряков и солнечных панелей сильно зависит от редкоземельных металлов китайского происхождения. Но этим пока можно пренебречь, как фактором, способным затормозить энергопереход. Важнее то, что уже более 40% граждан хотят возврата к ядерной энергии. Даже странно, учитывая какие ресурсы, в том числе и художественно-изобразительные, были задействованы для того, чтобы убедить немцев в опасности АЭС.
В 2017 году на экраны вышел ставший популярным во всем мире немецкий сериал "Тьма". Три сезона герои мечутся по одному городку, попавшему во временную петлю, встречая друг друга и самих себя постарше или, наоборот, помладше, с целью спасти мир, но всякий раз конец света неизбежен из-за отходов, скрытых в недрах демонической АЭС.
Неплохая сказка, но реальность в виде суммы в платежках, видимо, более эффективный инструмент ломки общественного сознания, и цифры тоже способны создавать временные петли, отправляющие германскую энергетику в XX или даже XIX век, имея ввиду планы по расконсервации 16 угольных ТЭЦ.
"Нам нужно продлить эксплуатацию атомных электростанций. И не на пару месяцев, а как минимум до 2024 года", – убежден премьер-министр Баварии Маркус Зедер.
Премьер-министр индустриально развитой Баварии и шеф ХДС Фридрих Мерц тоже занимались на неделе пиаром: ездили на одну из трех еще работающих АЭС Isar-2. Но в хранилище отходов, конечно, не проникали. Если все пойдет по плану, эта и еще две последние станции будут закрыты 31 декабря. И тогда точно конец света. По крайней мере для Германии, а, учитывая ее важность, то и для всей Европы. Поэтому, кстати, параллельно с лоббированием работы оставшихся станций идет прощупывание почвы на предмет возможного перезапуска какой-нибудь из уже закрытых АЭС. А некоторые региональные руководители не прочь зайти еще дальше.
"Если мы покупаем сжиженный газ из Америки, почему бы нам не добывать его в Германии? У нас куда более высокие стандарты защиты климата. Энергетическая политика – это ахиллесова пята любой экономики. Это безответственно – допускать искусственное взвинчивание цен. У потребителей будут большие проблемы, у промышленности будет большие проблемы. Мы активно дискутируем об экономии, но на самом деле речь о деиндустриализации", – утверждает премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер.
Свой газ Германия может добывать только одни способом – гидроразрывом пласта. Именно фрэкинг вывел США в лидеры по добыче газа, но есть побочные эффекты: часть метановой смеси, значительно более вредной для экологии, чем углекислый газ, уходит в атмосферу, а часть делает горючую газировку из грунтовых вод.
Возможно, в Германии технологии и получше, но и плотность населения повыше, чем в Техасе. В общем, вопрос спорный, но главное – "зеленые", контролирующие в правительстве Шольца экономический блок, да в общем-то и сам канцлер, который полностью вписался в экологическую повестку младших партнеров, инфантильно уходят от дискуссии: оставляют ее на потом, как будто бы в надежде, что проблемы рассосутся сам собой. Вот как, несмотря на все сказанное, выглядит и звучит сейчас, официальная позиция.
"Риск блэкаута, или аварийного отключения электроэнергии растет. Но Германия по-прежнему намерена отказаться от атомной энергетики, угля и российского газа в пользу возобновляемых источников энергии", – отмечает телеканал ZDF.
В то же время важно понимать, что, если "зеленые" вдруг согласятся на продление срока эксплуатации АЭС, это лишь слегка сгладит остроту кризиса. Германии нужен бесперебойный приток газа, в больших объемах. И есть только один способ обеспечить этот приток.
Человека, который на неделе вспомнил о нем, газета Bild назвала угрозой национальной безопасности Германии.
Бывший канцлер Шредер, который в конце июля ездил в Москву и встречался с Владимиром Путиным, снова на обложке политического журнала. В интервью Stern Шредер сказал, что Германии надо подумать о запуске "Северного потока – 2". Не он первый запускает эту мысль в общественное пространство, но пока ничего, кроме раздражения, в том числе и товарищей по партии, она не вызывает. Надо держать лицо. Было бы желание, а и на продуктовом складе можно умереть с голоду.