Алексей Учитель вернулся в Выборг с фильмом "Прогулка"
На фестивале российского кино "Окно в Европу" Алексей Учитель представил публике свой фильм "Прогулка". В 2003 году здесь, в Выборге, эта лента получила сразу три награды. Станислав Анисимов пообщался с режиссером.
Вопросы Алексею Учителю в Выборге – о главных героях его лент, документальных и художественных. Фильмография режиссера – череда ярких и запоминающихся кинопортретов. "Практически все герои моих картин – документальных и игровых особенно – это люди, которые попали в пограничную ситуацию, и они никогда раньше в этом пространстве – не физическом, а духовном – не существовали", – рассказал режиссер, сценарист, народный артист России Алексей Учитель.
"Баттерфляй" – документальный фильм Алексея Учителя о Романе Виктюке. За время съемок отношение к герою поменялось от чистого восторга и восхищения до легкой иронии. Неизменным остался принцип Учителя – показать Виктюка на экране через действие: спектакли, репетиции, закулисье. И ни слова о театре из уст харизматичного режиссера.
"Роман Григорьевич мне много задал тогда всяких необычных загадок, и когда я уже сделал картину, я всё ему говорил: посмотрите, мне тоже интересно ваше мнение. Он боялся смотреть. Говорит: я боюсь. Я говорю: почему, что так? Нет, вот я боюсь", – вспоминает Учитель.
На XI фестивале "Окно в Европу" в 2003 году фильм "Прогулка" получил Гран-при. Не раз зрители и критики отмечали: Санкт-Петербург – один из главных героев ленты. А сам Алексей Учитель дополняет: это город накануне 300-летнего юбилея. Еще одно пограничное состояние – на стыке истории и современности.
"После фильма "Дневник его жены" с замечательной сценаристкой, а теперь уже режиссером Дуней Смирновой, которая была и сценаристкой "Дневника", мы рассуждали, что дальше, и какие-то кидали друг другу попытки что-то создать. И она сказала фразу: трое идут по Питеру в реальном времени полтора часа. Я за это уцепился", – продолжает режиссер.
Один из самых резонансных фильмов Алексея Учителя – кино о легендарном музыканте. Название – "Цой", а в кадре главного героя почти нет. Но это не режиссерская ошибка, а в очередной раз принципиальный ход, основанный на личных впечатлениях. "Когда случилась эта трагедия, я поехал на это место и тогда впервые увидел водителя "Икаруса", с которым столкнулся "Москвич" Виктора Цоя. И я уже не раз это рассказывал, мне почему-то это лицо запомнилось – не только своей рассеянностью, но что-то было в этом человеке, который пережил, безусловно, и свою трагедию", – поделился Учитель.
Для Алексея Учителя важен ракурс главного героя, в его выборе – суть режиссуры игрового и неигрового кино.