От героя-любовника до Николая Первого: знаковые роли Андрея Соколова
На его счету более 70 фильмов, но главной киноработой Андрея Соколова зрители считают "Маленькую Веру". Именно благодаря этому культовому фильму времен перестройки он проснулся знаменитым. Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы, буквально сокрушив традиции советского кино и "правильное" сознание советского гражданина. Увидев на экране первые откровенные интимные сцены, зрители уходили с криками "Позор!", а киностудию Горького заваливали гневными письмами, в которых просили наказать всю съемочную группу. Но отрицательная реклама сделала свое дело – билеты на сеансы раскупали мгновенно, а кинотеатры во время показа практически брали штурмом. Фильм Василия Пичула стал настоящей сенсацией. Его посмотрело 56 миллионов зрителей, это каждый пятый житель СССР. Оценили картину и за рубежом: драму продали в 12 стран, где она собрала внушительную кассу и получила множество наград на международных кинофестивалях, в том числе приз кинокритиков в Венеции.
Свои первые кинопробы Андрей Соколов прошел в 14 лет, но получил отказ. А будучи студентом второго курса Щукинского театрального училища, он снялся в музыкальном фильме "Она с метлой, он в черной шляпе". Кстати, на съемки актер попал случайно: приехал со знакомой актрисой на студию и, пока ждал ее, стал прогуливаться. Заметивший Соколова режиссер Виталий Макаров предложил ему роль в своей картине. Соколов признается, что до сих пор помнит те удивительные ощущения, когда первый раз увидел себя на широком экране и подумал, что кино – это великое таинство.
После выхода "Маленькой Веры" актер боялся, что режиссеры начнут предлагать ему только роли героев-любовников, поэтому стал отказываться от многих однотипных предложений. Лишь один раз, по его признанию, он вернулся к образу секс-символа, сыграв в сериале "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…".
С драмы "Палач" в карьере актера начался новый виток. Экранизация одноименной книги Сергея Белошникова стала одной из лучших в своем жанре, положив начало криминальной трилогии, куда также вошли "Гений" с Александром Абдуловым и "Странные мужчины Семеновой Екатерины". В картинах "Охота на сутенера", "Пьющие кровь", "Предсказание", "Письма в прошлую жизнь" герои Соколова или погибали, или общались с нечистой силой. Критики предрекали ему проклятие опасных ролей, но сам он только отшучивался, что, играя смерть на экране, обманывает судьбу.
В детстве Андрей Соколов занимался в разных спортивных секциях, одно время входил в пятерку лучших хоккейных вратарей столицы. При этом увлекался плаванием, стрельбой, посещал музыкальную школу и занимался бальными танцами. Даже был призером первенств Москвы по бальным танцам, а в 2020 году артист принял участие в популярном проекте канала "Россия 1" "Танцы со звездами".
Пластичность и чувство ритма пригодились актеру и на съемочной площадке картины "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя". В фильме он сыграл роль виконта Рауля де Бражелона. После трагикомедии "Искусство жить в Одессе" приключенческий фильм стал второй совместной работой актера и режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Андрей Соколов вспоминает, что работать с выдающимся мастером было легко, а картина послужила лакмусовой бумажкой в дальнейшей творческой жизни. Кстати, голос виконту де Бражелону подарил актер Андрей Градов, поскольку после тяжелой травмы Соколов находился в больнице и не смог принять участие в озвучании.
Среди заметных проектов Андрея Соколова зрители отмечают комедию "Невеста из Парижа", многосерийную драму "Адвокат"; детектив "Красная площадь", мелодрамы "Летом я предпочитаю свадьбу", "Гувернантка", мистическую драму "Я остаюсь".
В 1998 году сбылась давняя мечта Соколова – он окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов. После поставил спектакль "Койка", снял несколько эпизодов для сериала "Адвокат" и приступил к работе над своей дебютной картиной "Артефакт". Фильм был тепло встречен зрителями и критиками, а начинающий режиссер получил приз в номинации "Дебют" на фестивале "Золотой феникс" в Смоленске. В 2015 году зрители увидели драму Сколова-режиссера "Память осени" с Инной Чуриковой в главной роли. "Режиссура настолько сложна, насколько и интересна. Это более многослойный труд, нежели актерский", – отмечает Андрей Соколов.
Минувшей весной в широкий прокат вышла масштабная историческая лента "Аманат". В основе сюжета – реальная история любви сына имама Шамиля – Джамалутдина и русской девушки Лизы Олениной. Фильм соединил в себе и масштабные баталии, и светскую жизнь Петербурга XIX века, и удивительные по красоте сцены кавказского быта. Роль императора Николая Первого, который определил судьбу главного героя, досталась Андрею Соколову. В интервью актер говорил, что несмотря на второстепенность роли, по своей значимости его герой все равно вышел на первый план. С режиссером Рауфом Кубаевым актер уже работал в проекте "Храм". В нем также снялся Юрий Назаров, с котором Соколов играл еще в "Маленькой Вере".
В новом ТВ-сезоне зрителей канала "Россия 1" ждет премьера многосерийной мелодрамы "Стюардесса" с участием Андрея Соколова.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов, Александр Парфёнов // Smotrim.ru