17 августа 2022, 14:57
  • Георгий Харюнин

Сергей Ворожцов: "Российская анимация подходит к новому этапу"

  • Сергей Ворожцов: "Российская анимация подходит к новому этапу"
  • Картинка
    Трейлер мультсериала "Мой мир"
  • Сергей Ворожцов: "Российская анимация подходит к новому этапу"
Отечественный рынок кинопроизводства, несмотря на сложности, с которыми в 2022 году столкнулся этот бизнес, получил отличную возможность для развития. То же верно и для анимационных проектов, производство которых занимает гораздо больше времени, чем создание полнометражных художественных фильмов. Мы поговорили с автором мультсериала "Мой мир" Сергеем Ворожцовым – он подробно рассказал о настоящем и будущем российской анимации.

- Сергей, расскажите, пожалуйста, о себе и о студии. Как так вышло, что в Томске начали рисовать мультфильмы?

- Я из Томска, живу там же. Несколько лет прожил в Москве, потом вернулся. Все дело в том, что работа нас сама всегда находит, мы ведь за компьютерами сидим. Графикой заниматься начали в 2010 – то есть нашему делу уже 12 лет. Долгое время работали для заказчиков, делали для них контент. Начали с нуля, в Томске вообще никакой графики в то время не было. Собралась группа энтузиастов, и мы решили, что хотим делать мультфильмы, кино, компьютерную графику. Вот с этого и начали, параллельно запустили школу компьютерной графики – так постепенно и развивались.

Кадр из мультсериала "Мой мир"

Через несколько лет начали появляться какие-то креативные упаковки и концепции собственных проектов. Конечно, это были в первую очередь детские мультфильмы. Когда нам стукнуло 10 лет, мы отчетливо поняли, что устали работать на дядю и что пора бы заняться чем-то своим, тем более что мы ради этого и собирались изначально. И вот в 2019 мы запустили свой первый мультипликационный проект – "Мой мир". Я являюсь автором проекта и креативным продюсером, занимаюсь всем по чуть-чуть.

- Мультфильм "Мой мир", премьера которого состоялась недавно на телеканале "МУЛЬТ и музыка", судя по комментариям на стримингах, зрителям понравился. В чем секрет успеха?

- "Мой мир" – дань работам Владимира Сутеева, его произведениям и иллюстрациям. А еще это такой собирательный образ советской мультипликации. Нам хотелось пойти именно в эту сторону, потому что это самобытно, это наше, это русский культурный код, и транслировать свои идеи дальше не только в России, во всем мире. "Мой мир" – дань уважения нашей исторической мультипликации. Тому, что началось у нас в 30 – 40-е годы. "Мой мир" является продолжателем традиций. Мультфильм не очень дорогой, с достаточно скромным бюджетом.

Когда мы делали песенки, мы изначально хотели, чтобы их пела вся страна, а не только дети. Формирование образа будущего – позитивного, доброго – я считаю принципиально важным для наших детей, поэтому не стоит, наверное, рассказывать про безнадегу. Будешь думать про безнадегу, и в твоей жизни будет безнадега. Будешь думать о своем будущем позитивно, и жизнь расцветет ярким цветком, все будет хорошо. "Мой мир" про это. Про мир глазами маленького ребенка, когда он просто идет по улице и поет о том, что видит.

Как-то так случилось, что основной наш автор, Ирина Сергиенко, – мама моей жены. С тещей у нас такой семейный подряд получился. Она педагог начальных классов в обычной школе, и уже лет 30 учит маленьких детей доброму и хорошему, поэтому тексты такие правильные. Потому что они еще, может быть, и с точки зрения педагогики как-то выстроены. И педагогу школьному совершенно не все равно, как дети складывают в строчки слова и какими словами они пользуются. А другой наш автор – это логопед детского садика. Мне как автору хотелось услышать именно такие тексты.

А еще у нас очень сильный музыкальный коллектив, несколько композиторов. Основной наш композитор, Алексей Левин, мой соавтор и так же, как и я, креативный продюсер проекта. Он абсолютно так же ощущает "Мой мир". Наши песни так скроены, что их и маленький ребенок будет петь, и большому ребенку 40-50 лет будет с ними точно так же хорошо. Просто специально так пытались сделать, чтобы "Мой мир" производил позитивный всплеск.

- Какие планы вообще на проект? Сколько эпизодов планируете отснять? Сколько уже отснято?

- Мы сейчас в эфир выпустили 13 серий первого сезона. Сезон у нас состоит из 52 серий, а сезонов у нас планируется пять. Первые годы жизни проекта он вообще никаких денег не приносит. На данном этапе нам еще важно, чтобы у нас получилась узнаваемость проекта, чтобы он детям понравился, мамам, папам детей. И мы, может быть, весь этот год и следующий будем пытаться достичь максимального охвата аудитории. Об окупаемости проекта, наверное, стоит говорить года через два.

В настоящий момент, с одной стороны, я ищу партнера – инвестора на первый сезон проекта и вообще на дальнейшее развитие. С другой стороны, наш мультфильм сейчас начинают показывать на ведущих телеканалах и платформах страны, чему я очень рад. Мне очень хотелось бы, чтобы наш мультик увидели и услышали дети всей страны и запели наши песни, поскольку, мне кажется, он очень клевый, классный и позитивный.

Кадр из мультсериала "Мой мир"

- Сложно ли вообще в нашей стране создавать качественные анимационные продукты?

- Анимация – процесс длительный, с длительными сроками окупаемости. Но, с другой стороны, и живет этот проект гораздо больше, чем, допустим, кино в кинопрокате, пять – семь лет минимум. Пример перед нами: "Ми-ми-мишки", "Сказочный патруль" в топах уже много лет. Эти проекты актуальны. Отличные проекты, мне самому очень нравятся. И дай бог здоровья тем людям, которые их сделали. Современный рынок мультипликации сформировался в России порядка 10 лет назад, то есть появились первые мультипликационные проекты, известные всем "Смешарики", "Фиксики" и так далее. И одновременно с этим каким-то образом сформировался рынок мультипликации, и он дошел до определенной точки развития.

После этого, мы знаем, что в начале 2022 года произошли судьбоносные события, то есть вокруг России много что поменялось. В это новое время российская анимация подходит к следующему своему этапу эволюционного развития. Так, как было раньше, уже не будет. Не только из-за спецоперации на Украине, ну и вообще по текущему состоянию отрасли. Всем участникам рынка нужно меняться, двигаться дальше, менять креативные подходы, менять подходы продвижения продукта, то есть, начинать немножко по-другому смотреть на свое будущее.

Я воспринимаю текущую ситуацию как максимально благоприятную для Российской Федерации. И возлагаю огромные надежды на смену парадигмы. Русскому детскому контенту очень тяжело было конкурировать с международными крупными компаниями – "Диснеем" и другими. Сейчас ситуация меняется, многие ушли, а мы – нет, мы остаемся в России, Россию любим, это наша страна и нам здесь нравится. И я думаю, что именно сейчас то самое время, когда крупные русские корпорации должны посмотреть внутрь страны и начать развивать свой собственный продукт, мультипликацию и подростковое кино. Это время перемен, пора делать хорошие добрые дела.

- Сотрудничаете ли вы с кем-то из отечественных анимационных студий?

- У нас есть опыт коллаборации и сотрудничества со всеми крупными анимационными студиями русскими. Больше всего мы дружим с "Союзмультфильмом", с ними мы делали последнего "Чебурашку". А сейчас обсуждаем запуск анимационного сериала – 52 серии. В этом году, надеюсь, начнется производство.

Кадр из мультфильма "Чебурашка"

- А что еще, помимо "Моего мира", делает Mirball Studio?

- У нас есть уже около 30 креативных концепций, упаковок интеллектуальной собственности. Как правило, мы разрабатываем проекты в формате некоей мультивселенной, когда эта визуальная концепция может быть мультфильмом, компьютерной игрой или каким-то другим интерактивным контентом в рамках множества форматов цифрового контента или цифровых вселенных, которые сейчас постоянно развиваются.

Сейчас у нас находятся в разработке несколько проектов: где-то мы уже сделали артбук, где-то написали тексты, где-то отсняли пилотную серию. Например, такой проект, как "Зожики". Это история для аудитории постарше – старший детский садик, начальные классы школы. История про суперкоманду героев, которые живут в клетке маленькой девочки и постоянно спасают мир, здоровье девочки и помогают детям изучать человеческий организм, разбираться в физике движения, в окружающем мире, понимать, что такое здоровое питание, здоровый образ жизни. Вообще, это такой проект про здоровье.

Кадр из мультсериала "Мой мир"

- Есть проект "Дикарики". Если "Мой мир" – это 2D-проект с плоской рисованной картинкой, то "Зожики" и "Дикарики" – это 3D-проекты. Это та же целевая аудитория. "Дикарики" – это попытка осмыслить историю с эмоциональным интеллектом, то есть у нас действие происходит в двух мирах, нашем современном и некоем вымышленном мире первобытного строя, когда люди еще не умели говорить, а только орали, как-то знаками изъяснялись, бананами друг в друга кидались. Это попытка проиллюстрировать эмоциональный интеллект и научить детей, как правильно реагировать на все это дело. Так бывает, что человек говорит что-то одно, а ты, видя его язык тела, понимаешь, что думает он на самом деле совершенно другое.

- А для зрителей постарше что-то есть?

У нас есть проекты как для маленьких, для подростков, так и для взрослой аудитории – "18+", взрослое драматургическое кино. Все сделано в рамках компьютерной графики. Например, мы взяли не очень известный роман Кира Булычева "Любимец", и на основе этого романа сейчас разрабатываем короткий анимационный сериал из восьми серий в формате современных стриминговых платформ. В нем мы рассказываем историю эволюции молодого человека из домашнего питомца в героя. Это попытка как раз осмыслить историю конца капитализма, трансформации мира, что не только деньгами мир держится, но и духовностью, настоящими ценностями. Очень актуальная история для настоящего времени. Давно хотелось взять какую-то русскую классику, фантаста, который лежал на полке много лет, – и сейчас наконец-то добрались.

Кадр из мультсериала "Мой мир"

- Как вам кажется, у российской полнометражной анимации есть шанс начать конкурировать с зарубежными проектами на мировой арене?

- Мне кажется, у нас все неплохо с полнометражной анимацией, она просто по деньгам достаточно затратна. И если большие русские компании, наши бизнесмены поверят в русскую анимацию, нас ждет, мне кажется, успех как в кинопрокате, так и за рубежом с транслированием наших русский идей понимания мира. Поэтому здесь только вопрос инвестиций. То есть были бы деньги, было бы желание, а мы всегда готовы.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация