Из мусора в музей. В Галерее классической фотографии представили выставку "Бракованная фотография"
Из мусора в музей – так в Галерее классической фотографии говорят об экспонатах новой выставки и не шутят. "Бракованная фотография" – это лабораторные работы студентов, отправленные в корзину. И только куратор способен увидеть в них произведение искусства и показать всем. Яна Музыка продолжит.
Выбросить нельзя оставить. От того, как поставить знаки препинания, может зависеть судьба шедевра. Работы, представленные на этой выставке, прошли путь от мусорного бака до стен галереи. Василий Прудников семь лет доставал из корзины снимки студентов Института профессиональной и любительской фотографии и собрал коллекцию.
"По-моему, еще не было в практике выставочной фотографии такой темы, чтобы представляли на суд зрителя вот именно бракованную фотографию. Мы, я думаю, пионеры в этой части", – рассказал куратор выставки Василий Прудников.
Конечно, не в любом браке есть эстетический потенциал. Но чтобы разглядеть драгоценный слиток среди пустой породы нужен опытный глаз. Так что у каждого произведения два автора – фотохудожник и куратор.
Все работы сделаны с помощью пленочной технологии. Только ручной труд. И тут действует принцип "нарочно не получится". Повторить результат невозможно, все работы уникальны.
Создатель этого снимка экспериментировал с приемами. Тут отпечатки пальцев, расплавленный негатив, смазанная эмульсия, пятна от попадания чужеродной химии. Брак на браке. А в результате сочетания всех этих погрешностей получилось уникальное изображение. Его автор даже не догадывается, что отправил в корзину произведение искусства.
Участники выставки шутят: у хорошей хозяйки на кухне ничего не пропадает. Делятся опытом: никогда ничего не выбрасывайте! Возможно, вы пока не понимаете, что же вы сделали.
"В этом в принципе хорошем изображении есть определенный брак в виде вот этих пятен. Они по форме совпадают с настоящей Луной. И по форме, и по массе, и по цвету эти пятна в стилистике Луны", – заявил Прудников.
Таким образом, в изображении появилось нечто сверхсказанное. Многие авторы видят в этом "руку Бога", которая подсказывает необычный ход. А еще брак может быть выбран как стилистика, то есть автор сознательно портит свои списки, преследуя креативное намерение.
"Я открывала крышку камеры при съемке, то есть придерживала её, чтобы кадр не был засвечен полностью, но часть света всё же проходила и попадала на пленку", – заметила фотограф Вера Нестеренко.
Теоретики искусства напоминают: что считать браком, а что экспериментальным приемом – вопрос общественной договоренности.
"Брак – это всё, что выходит за рамки нормы, за границы общепринятого. То, что раньше казалось эстетической нормой. И вдруг, вы увидели что-то новое, и это вас вдохновило. И как только это станет более или менее нормой, оно перестанет быть браком, оно станет общим местом", – заметил куратор проектов Галереи классической фотографии Олег Арнаутов.
Кураторы акцентируют. что современное искусство постоянно раздвигает границы. Возможность посмотреть на брак как на произведение искусства расширяет сознание.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.