Не мыться и мерзнуть: Германии указали на корень всех проблем Европы
Схватка, но уже из-за российского газа и пока без кулаков, у вице-спикера бундестага с минфином ФРГ. Первый предлагает разрешить работу "Северного потока-2", но правительство готово продолжать не мыться и замерзать. Тем более, что "Газпром" полностью остановит прокачку газа по "Северному потоку" в Европу на трое суток – столько нужно на техобслуживание единственной рабочей турбины.
Достойную конкуренцию министру экономики Германии Роберту Хабеку, который активно пополняет копилку идей, связанных с энергосбережением, составил еще один деятель из числа немецких "Зеленых". Премьер Баден-Вюртемберга Винфрид Кречман агитирует за санитарные практики, характерные для эпохи до промышленного переворота.
"Необязательно постоянно принимать душ. Обтираться влажным полотенцем тоже полезно", – утверждает Кречман.
Но прежде, чем немцы при таких радикальных подходах к экономии покроются мхом, правительство Олафа Шольца хочет испробовать ряд других способов – даже пожертвовать наполняемостью бюджета. Может быть, удастся избежать перехода на влажные обтирания.
"Правительство решило временно снизить налог на добавленную стоимость за газ до семи процентов. Мера будет действовать, пока в силе остается газовый сбор, то есть до 31 марта 2024 года. Таким образом мы предоставляем значительные послабления для потребителей газа", – анонсировал налоговые изменения канцлер Германии Олаф Шольц.
Снижение налога на добавленную стоимость с 19 до 7 процентов в газовой отрасли – это, конечно, хорошо. Равно как и обнуление по факту бессмысленного взноса на поддержку зеленой энергетики, скрытого в тарифах, но по цифрам не особенно впечатляет: так семья с двумя детьми заплатила бы по году 4088 евро, а при 7-процентном налоге выйдет 3676. Причем, эта сумма исчисляется из стоимости 20,44 цента за киловатт/час. Однако уже сейчас она на 40 процентов выше, а с первого октября, например, в Берлине киловатт будет стоить 33,12 цента. Таким образом реальный счет составит около шести с половиной тысяч евро. К тому же понижение НДС с избытком компенсирует введение нового налога на газ.
"Мы подсчитали и пришли к выводу, что в сумме все принятые меры все равно уходят в минус. Население ждет увеличение расходов. Снижение налога не компенсирует новый газовый сбор", – констатирует представитель исследовательского центра Verivox Верена Блёхер.
"Решение по снижению налога – это просто капля воды на раскаленный камень, хотя это и движение в правильном направлении. Но такой шаг совершенно не поможет решить проблему резкого роста цен для граждан страны", – указывает председатель партии Левых в Бундестаге Дитмар Барч.
Но граждане еще и где-то работают, а у промышленности свой прайс-лист на газ и электричество.
В начале недели встало алюминиевое производство в Словакии. 1300 человек, занятых на предприятии и его смежниках, отправлены по домам. И с учетом того, что завод был ключевым поставщиком сырья для европейского рынка, последствия его закрытия выйдут дело за пределы Словакии. Из-за десятикратного роста цен с 1 сентября в Нидерландах останавливается крупный завод по производству цинка, принадлежащий бельгийской компании Nyrstar.
Аналогичное производства в Германии пока еще бьется в энергетической нищете.
"Если действительно произойдет краткосрочное замораживание поставок газа, то в конечном итоге это будет означать остановку всей промышленности на время", – предупреждает руководитель завода Zinkpower Meckenheim Ян Эккерскорн.
На какое время?
"Это вопрос, от ответа на который, собственно, зависит масштаб деиндустрилаизации Европы. Ведь явно не все переживут этот энергетический кризис. Причем в проблемную зону Евросоюза, каковой обычно считается Юг, теперь превращается Север", – отвечает Эккерскорн.
Крупнейшая экономика Европы ощущает боль от сокращения потоков российского газа. Растут опасения, что сокращение потребления газа может разрушить экономику Германии.
"Мы имеем относительно сильный рост в Южной Европе и слабый рост в Северной Европе или, в частности, в Германии. Это немного смешанная картина. Высокая неопределенность в текущей ситуации делает жизнь особенно трудной для таких стран, как Германия, которые производят машины, инвестиционные товары в целом. Неопределенность – это всегда плохо для инвестиций, и именно это сдерживает рост в Германии", – рассказывает экономист Берлинского университета прикладных наук Фердинанд Фишнер.
"Сдерживает рост" – это мягко сказано, ожидаются рецессия и волна банкротств. Мелкий и средний бизнес – базис, обеспечивающий немецкое благосостояние – сказали себе: хватит это терпеть, и написали открытое письмо канцлеру.
"Как промышленники из многих разговоров с нашими клиентами мы знаем, что подавляющее большинство не желает жертвовать своим с таким трудом завоеванным уровнем жизни для Украины. Это не наша война! Хотите ли вы быть канцлером, который довел Германию до разорения? Вы действительно хотите пожертвовать своей страной?" – задали Шольцу главный вопрос представители мелкого и среднего бизнеса.
На открытое письмо можно, конечно, не реагировать. С другой стороны, а что бы ответил Шольц? Конечно, не хочет. Но так получается: почти, как по инерции, и тормозной путь, скорее всего, длиннее расстояния до пропасти.
"Мы остановили процесс сертификации "Северного потока – 2" по понятным причинам. Возобновление проекта не стоит на повестке дня", – поясняет представитель правительства ФРГ Вольфганг Бухнер.
Тем не менее, тишину вокруг "Северного потока – 2" уже давно нельзя назвать кладбищенской. Идеи, связанные с проектом, возникают практически в ежедневном режиме. На этот раз возмутителем спокойствия стал вице-спикер Бундестага от партии Свободных демократов Вольфганг Кубики.
"Я говорю очень четко: мы должны запустить Nord Stream 2 как можно скорее, чтобы заполнить наши газовые хранилища к зиме. Нет никаких разумных оснований не открывать "Северный поток – 2". Когда газовые хранилища будут заполнены, мы сможем снова закрыть Nord Stream 2 и другие трубопроводы, когда мы станем независимыми. Но это пока не так", – предложил временную сделку Вольфганг Кубики.
У господина Кубики прослеживается одна деталь, характерная для абсолютного большинства немецких рассуждений на тему "Северного потока – 2": мы самые умные – сейчас запустим, а потом, когда все наладится, выключим. Но это все – в пользу энергетически бедных. Это такие детские хитрости.
Они, очевидно, основаны на глубокой и наивной вере в то, что России продавать газ в Германию и Европу нужно больше, чем им его покупать, и "Газпром" будет просто счастлив ради сиюминутной прибыли подвергнуться любым манипуляциям. В этом заблуждении, собственно, корень всех европейских проблем – и тех, кто этого до сих пор этого не понял, впереди ждет неприятное открытие.