Фестиваль исторических садов в музее-заповеднике "Царицыно"
Искусство, творчество, цветы. Музей-заповедник "Царицыно" традиционно закрывает летний сезон фестивалем исторических садов. Главным событием стала ландшафтная выставка под открытым небом, где все подчинено изящному садоводству. Алия Шарифуллина продолжит.
Что росло на грядке у Льва Толстого? Брокколи, овсяный корень, дыня канталупа и много других диковинных съедобных культур. Писатель был увлеченным садоводом: на своем участке строил теплицы, оранжереи, выращивал парк. Супруга Толстого растила свой огород с лечебными травами. И это было не просто хобби семьи, плодами Ясной Поляны кормили всю округу. Например, в 1892 году урожай яблок принес 1700 рублей! – это больше годовой зарплаты инженера в то время.
"Мы здесь видим и яблоки, из которых очень любили варить варенье на усадьбе. На столе у нас лежит сноп из хлебов – на усадьбе сеяли зерновые культуры, хлеба, мололи муку и пекли ароматный хлеб. Собирали ароматный мед на усадьбе. Тоже подавали к столу. Софья Андреевна писала в своих воспоминаниях: меда – ешь не хочу!" – рассказал заведующий мемориальным природным комплексом музея-усадьбы "Ясная Поляна" Владислав Воронцов.
Фестиваль исторических садов в "Царицыне" в этом году посвящен "Изящному садоводству" – так назывался главный садовый бестселлер конца XIX века – книга российского дендролога и садовода Арнольда Регеля. На ее обложке значилось, что это не просто альбом с картинками, а "историко-дидактический очерк". В сады, по Регелю, должно быть вложено искусство.
"Во-первых, это архитектура – пространственное расположение. Во-вторых, это живопись: даже в самом регулярном саду есть картины, которые меняются. В третьих, это, конечно, литература, потому что наполнение, смысл сада обязательно хоть каким-то сюжетом, намеками дается. А четвертое, которое чаще всего забывают, – театр. Театр и сад – родные братья. Потому что театр – это искусство организованного искусственно естественного пространства", – пояснил куратор садовых выставок в музее-заповеднике "Царицыно" Борис Соколов.
И в этом театре должны быть разные актеры. Изящное садоводство немыслимо без растительного разнообразия. В саду "Интродукция" – представители иноземной флоры: серебристая ель, красный дуб, рододендроны – все это в Россию завезли в эпоху Петра I. В саду "Оренбургский платок" – уже растения локальные. Словно сплетенный из пуха, сад наполнен полупрозрачными многолетними травами.
"Изящное садоводство – очень сложный термин, каждый его воспринимает по-разному. Но легкость белоснежных стволов берез и ажурность многолетников для нас в данном саду оказались достаточно выигрышным решением именно этого термина", – сообщила ландшафтный дизайнер Екатерина Чухась.
"В художественном садоводстве, как и во всех остальных изящных искусствах, не существует "абсолютной красоты", – писал Арнольд Регель. На фестивале – 10 ландшафтных композиций с разным чувством "изящного стиля". Расшифровать задумки авторов помогут экскурсии. Но здесь можно не только созерцать, но и учиться. Все десять дней на фестивале будут проходить лекции, встречи с архитекторами и мастер-классы.