Самоубийство: для чего Украина бьет по ЗАЭС
На Запорожской атомной станции это была неделя жесточайших обстрелов с украинской стороны. Такое впечатление, что, отчаявшись вернуть себе станцию, она действует по принципу "так не доставайся же ты никому". Важнейшее дело – ожидаемый в ближайшие дни визит на ЗАЭС главы МАГАТЭ Рафаэля Гросси. Россия настойчиво приглашает такую делегацию.
Украинская армия продолжает обстрелы Запорожской АЭС с какой-то странной суицидальной настойчивостью. Вот часть ракеты от системы залпового огня "Ураган" с кассетными боеприпасами. Они крепятся вдоль направляющих и накрывают обширную площадь. А от этой воронки, ее оставил американский гаубичный снаряд, до работающего энергоблока всего 250 метров. Пока перелет.
Сейчас станция в клубах дыма. От обстрелов горит трава вокруг АЭС. Из шести энергоблоков работают только два, и на тех в пятницу из-за перебитой снарядом линии электропередачи включался аварийный режим.
"Прекрасно понимая, что не сегодня-завтра начнут терять крупные города исторической Новороссии и Слобожанщины, они решили зайти с козырей и бить по атомной станции, зная, что авария на Запорожской АЭС станет поводом и причиной для паузы, для разбирательства и для того, чтобы остановить наступление союзнических сил", – сказал Владимир Рогов, член Главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области. Теоретически прямое попадание снаряда или ракеты в реакторный блок не может привести к его разрушению.
Виктор Крушельницкий – один из главных проектировщиков Запорожской АЭС – вспоминает, что самую мощную станцию в Советском Союзе как раз и строили из расчета на вероятную войну. "Потенциальное внешнее влияние войны атомной они учитывали, когда писали требования, нормы по безопасности. Мы обязаны были эти нормы выполнять Атомная электростанция должна была быть рассчитана на падение самолета", – отметил Крушельницкий.
Те же американцы еще в 1980-е годы проводили испытания и на скорости 800 километров в час разбивали "Фантом" о стенку энергоблока толщиной в три с половиной метра. Министерство обороны России уверяет, что на Украине почти не осталась реактивных самолетов, чтобы проверять ими прочность Запорожской АЭС. Да и ПВО такую крупную цель точно не пропустит. Но, как известно, и в Чернобыле, и на Фукусиме, катастрофа произошла без самолетного тарана. Вот и на Запорожской АЭС необязательно целиться в сам реактор.
- С помощью этих обстрелов можно устроить катастрофу?
- Конечно, возможно. При массированном обстреле будет повреждено очень много вспомогательных систем, что приведет к остановке систем, которые охлаждают реактор и подают на него энергию, – пояснил Сергей, специалист Войск авиационной и химической защиты Вооруженных сил РФ.
- Это бассейны?
- Да, брызгальные бассейны. Пока работники станции, к нашему счастью, оперативно и быстро восстанавливают все поврежденные системы при обстреле.
Сейчас станцию регулярно осматривают с дозиметрами патрули РХБЗ. Нужно обойти десятки километров трубопроводов: нет ли где утечки, не повредил ли случайный осколок жизненно-важные артерии реактора.
"Личный состав сводного отряда войск РХБЗ защиты выполняет здесь постоянный контроль – как и радиационный, так и по химической обстановке. Кроме того, постоянно находится в готовности для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые у нас здесь могут возникнуть в случае обстрела со стороны ВСУ", – заверил офицер Войск радиационной, химической и биологической защиты РФ.
В конце июля из американской гаубицы М777 была разрушена насосная станция, снабжавшая АЭС питьевой водой. Регулярному обстрелу подвергается и хранилище радиоактивных изотопов. На Запорожской АЭС отработанное ядерное топливо хранится в бетонных капсулах, за заборами таких капсул около 170 штук, если туда попадет снаряд, то это произведет эффект разорвавшейся грязной бомбы. Будет заражена огромная территория, сотни и сотни гектаров.
Контейнеры с урановыми элементами стоят в ряд под открытым небом. Они хорошо различимы с тех же беспилотников, и предположить, что между ними прячутся российские спецназовцы, довольно сложно. Тем не менее в пятницу сразу четыре снаряда упали в нескольких метрах от этого хранилища.
Достается и Энергодару, городу, где проживают почти 10 тысяч сотрудников атомной станции. На неделе осколки снаряда изрешетили такси – погибли два человека.
"Пытаются создать социальный шантаж как самого города, так и РФ непосредственно. И все время говорят по поводу того, что это мы каким-то образом обстреливаем. Зачем нам обстреливать свой мирный город – логика вообще совершенно непонятная. Запугивают местное население", – отметил Александр Волга руководитель военно-гражданской администрации Энергодара.
А военно-гражданскую администрацию Энергодара обстреляли беспилотники. Гранаты были сброшены прямо перед кабинетом главы Александра Волги.
"Взорвали мэра Энергодара, но слава богу, он остался жив. Взорвали главу военно-гражданской администрации в Михайловке и убили человека на глазах его малолетней дочери, которую он вез в садик. Какие у них успехи? Успехов никаких, режим Зеленского держится только за счет крови, страданий и – главное – страха", – уверен Владимир Рогов.
В часы относительного затишья на улицах Энергодара горожане, поддерживающие Россию, раздают триколоры. Мария Сигаева приехала на Украину в 1980-у годы из Красноярска работать на ударную комсомольскую стройку атомной станции, да так здесь и осталась. "Я никогда не думала, что славянские народы между собой будут воевать. Мы здесь все переплетены", – говорит женщина.
Мать пятерых детей Татьяна Полушкина – из числа тех самых трехсот запорожцев, которые выходили на антимайдановский митинг в 2014 году. Ее вместе со всеми забрасывали яйцами и камнями привезенные автобусами активисты "Правого сектора" (запрещена в РФ). Но она выдержала все: и гонения последних лет, и смерть мужа. Живет недалеко от атомной станции. Говорит, что если раньше не уехала, то и сейчас не сбежит: "Мне, конечно, очень страшно. И за детей страшно, и за всех людей наших страшно. Никто бы не мог подумать, что Украина могла такое творить. И доказывают, что это русские делают, но такого быть не может: ребята там находятся, солдаты там находятся и сами по себе стреляют?"
Сначала и украинская, и европейская пресса утверждала, что это Россия обстреливает атомную станцию, то есть Росгвардия, охраняющая АЭС от диверсантов, ведет огонь сама по себе. Французский канал в своем Twitter даже опубликовал ржавую вентиляционную трубу и выдал ее за российскую ракету, попавшую на крышу реактора. Эту откровенную глупость растиражировали многие западные СМИ. Потом, правда, за свое буйное воображение извинились. Затем Киев показал кадры, как украинский беспилотник наносит удар по палатке Росгвардии. И вопросов, кто обстреливает АЭС, не осталось. Теперь стали говорить, что Украина имеет на это право, а Россия прикрывается мирным атомом и прячет на станции артиллерию, которая обстреливает через водохранилище соседний Никополь.
- Они делают это в основном, чтобы запугать персонал, который работает на станции, чтобы они перестали с нами сотрудничать. Это, я думаю, основная их задача. Вторая – это уже поражение нашего личного состава этими снарядами, – сказал Сергей, специалист Войск авиационной и химической защиты Вооруженных сил РФ.
- А удалось кого-то запугать? Есть сотрудники, которые уволились, уехали от сюда?
- Да, есть те, кто оставил работу и уехал. Те, у кого семьи, они работают здесь, а семьи находятся в Запорожской области, в Николаеве. Поэтому боятся общаться, боятся быть уволенными.
Вещающий из Прибалтики телеканал "Дождь" (признан иностранным агентом) и вовсе уверял, что российские военные избивают сотрудников и чуть ли не под дулом автомата заставляют работать в реакторной зоне.
И пытают, и избивают, люди с поломанной психикой возвращаются", – рассказал Петр Котин, президент НАЕК "Энергоатом".
Электромонтажник Александр – ветеран-афганец. Теперь вот опять на войне, и приходится прятаться от снарядов. Только не думал, что это придется делать прямо на атомной станции.
- Я 30 лет уже проработал, не думал, что такое может быть, – признается Алксандр.
- А что нужно сделать, куда попасть, чтобы вывести станцию из строя и довести до ядерного апокалипсиса?
- Я конкретно не могу сказать, думаю, места есть, куда можно попасть.
- Как вы считаете, почему они так поступают? Они что, не понимают, что и Киев может радиоактивным облаком накрыть?
- Да может половину Европы, если не больше накрыть.
- Так зачем они это делают?
- Не знаю.
- Может быть, пытаются вас заставить не сотрудничать с российской армией, с Россией? Это такой шантаж?
- Это наша работа. Мы живем здесь, работаем. Как мы можем сотрудничать или не сотрудничать?
Украинскую артиллерию на станцию наводил один из охранников. Причем прямо с рабочего места.
- Как это технически можно было сделать?
- Через мессенджер в телефоне, через карты Google наводил на позиции российских войск, – сказал Олег Морочковский, корректировщик украинской артиллерии.
- А где эти позиции были?
- Это было вокруг на станции. Там были места, где просто стояли машины, они потом уехали. То есть дорога вокруг станции. А я передал координаты.
- А на этой станции была артиллерия, может быть, танки российские? Почему они стреляют именно по станции?
- Артиллерии и танков на самой станции я не видел.
- Снаряд не выбирает куда попадать? Промах мог быть, попал бы в станцию – мало бы не показалось?
- Я понимаю. Там, где я наводил, я думал, что там нет не было никаких опасных зон. Туда и наводил.
То, что это похоже на самоубийство, как-то не думал, пока снаряд не упал в нескольких метрах от его дежурного поста, засыпав корректировщика осколками.
- Был обстрел, я был на посту, возле меня упал снаряд, – вспоминает Морочковский.
- Тот самый снаряд, который наводил?
- Я успел спрятаться, меня стеклом посекло.
- Неужели Чернобыльской трагедии было мало?
- Я виноват в том, что я делал, осознаю.
Запад недолго уговаривал Украину сыграть в русскую рулетку. Только Киев решил повысить ставки до вероятности ядерного апокалипсиса, и теперь на кону судьба уже самой Европы.