Светлана Захарова: у "Больших и маленьких" все только начинается!
Первого сентября на телеканале "Россия – Культура" стартует 4-й сезон телевизионного конкурса "Большие и маленькие". Его постоянная ведущая – народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова в интервью нашему обозревателю Юлии Кабаевой рассказала о том, какие сюрпризы преподнесет зрителям новый сезон, какую роль в ее жизни сыграл конкурс и почему "Большие и маленькие" – это не просто телешоу, а социально важный проект.
– Съемки 4-го сезона телеконкурса "Большие и маленькие" состоялись, и можно сказать, что проект растет и развивается вместе с юными участниками – солистами и танцевальными коллективами из разных городов России. Как постоянная ведущая приоткройте тайну: что ждет зрителей в новом сезоне?
Светлана Захарова: Да, действительно, конкурс уже раскрылся – и очень ярко. В этом году было снято десять передач. Очень много городов представлено: Москва, Калининград, Екатеринбург, Барнаул, Новосибирск, Элиста, Якутск и многие другие. Зрителей ждут уже привычные жанры: классический балет, народный и современный танец. В этом году уже оба направления – балет и народный танец – будут представлены как непрофессиональными участниками, для которых танец, скорее, хобби, так и детьми, которые занимаются профессионально и готовятся посвятить свою жизнь этому виду искусства. Также в этом сезоне мы рискнули и добавили "смешанный танец" – это рабочее название, – он объединяет самые разные направления хореографического искусства.
– Можно уточнить, чем смешанный танец отличается от других направлений – балета, народного и, особенно, современного танца?
С.З.: В категории смешанного танца будут представлены рок-н-ролл, степ, джаз-модерн, бальный танец... Поэтому две передачи, посвященные ему, будут очень разнообразными. Они познакомят зрителей с разными стилями и жанрами танцевального искусства.
– Светлана, в вашем репертуаре балетная классика сочетается с работами современных хореографов, а есть в нем что-то, что можно отнести к смешанному жанру?
С.З.: Нет, из тех направлений, которые будут показаны в этих двух передачах, например, степом или рок-н-ролльным танцем я не владею. Современный танец или классический балет – это мои направления, в которых я много работаю. Поэтому мне самой было очень интересно посмотреть и узнать, какими еще видами танца увлекаются дети в России. Среди участников были и прославленные, титулованные коллективы, они часто получают призовые места на всероссийских и международных конкурсах. Кто-то из детей планирует в будущем учиться совсем другим профессиям, некоторые занимаются танцем профессионально. Есть и те, кто мечтает связать свою жизнь с этим искусством: преподавать, создать свой коллектив, кто-то хочет стать хореографом. Например, были дети, которые уже ставят номера для себя, и мы их тоже увидим.
– Среди участников проекта "Большие и маленькие" есть ровесники вашей дочери Анны. А она смотрит этот конкурс? Может быть, бывала на съемках?
С.З.: Анюта на съемках не была, но проект смотрит всегда с интересом, комментирует что-то. И мне всегда интересно ее мнение.
– А сама она не планирует поучаствовать в проекте?
С.З.: Аня профессионально занимается художественной гимнастикой, ей нравится этот вид спорта, поэтому нет, не планирует.
– Можно ли сказать, что в вашей жизни конкурс – я говорю о Vaganova-Prix, после которого вас приняли сразу на выпускной курс Академии имени Вагановой – сыграл ключевую роль?
С.З.: В моей жизни – да. Это был крутой поворот, потому что меня заметили, обо мне заговорили, узнали. Именно после этого конкурса моя жизнь сильно изменилась. Меня сразу пригласили продолжить обучение в Академии имени Вагановой в Санкт-Петербурге. На меня обратили внимание, мне дали шанс – и я им воспользовалась. Да, перемена в моей жизни произошла именно благодаря Вагановскому конкурсу. Кстати, в академию я перешла в 16 лет, сразу на третий – выпускной – курс, минуя второй.
– А до и после этого вы участвовали в конкурсах?
С.З.: Нет, это был первый и последний раз. Я не конкурсная балерина, я люблю большие формы. Мне нравится исполнять сюжетные спектакли, где можно прожить целую жизнь моих героинь. Конкурс – это форма, скорее, концертная. Там главное – чисто исполнить всю технику, удивить своими возможностями… Но в детском возрасте, когда мне было 15 лет, наверное, это был для меня большой шанс. Я представляла киевскую школу – Киевское хореографическое училище. Тогда я получила вторую премию, но главной наградой было то, что я продолжила обучение в Академии имени Вагановой, которой я бесконечно благодарна.
– Как вы думаете, какой опыт может дать юным танцовщикам участие в телевизионном конкурсе "Большие и маленькие"?
С.З.: Это важный опыт на самом деле: выйти на большую сцену, да еще в необычных условиях, когда на тебя смотрит профессиональное жюри, а вместо зрителей стоят камеры со всех сторон и звучит команда "Музыка, мотор!". Иногда все идет не по расписанию, но надо в любой момент быть готовым выйти и танцевать. И яркий свет, софиты слепят глаза, и вообще так волнительно, а второй попытки не дадут, если что-то пошло не так. Для детей, которые привыкли выступать перед зрителями, получать поддержку от них, от родителей, от друзей и знакомых, – это было испытание. Здесь им пришлось стать настоящими артистами, потому что только настоящий артист может выкладываться, делиться своими эмоциями в любых обстоятельствах. Конечно, все всегда волнуются, но мне кажется, что после этого конкурса они научатся владеть своими эмоциями.
– А у вас есть какие-то собственные секреты, как собраться, преодолеть волнение и выйти на сцену, или вам сейчас это уже не так сложно?
С.З.: Я всегда волнуюсь перед выходом на сцену – иногда больше, иногда меньше, мне трудно сказать, от чего это зависит. Возможно, часто зависит от театра, сцены, на которой я выступаю. Но в принципе тут ничего, наверное, такого нет: ты переживаешь, и это нормально. Обычно волнение с тобой до того момента, пока ты не выйдешь на сцену. Поэтому я просто научилась со временем это контролировать.
– Возвращаясь к "Большим и маленьким", насколько заметна разница между любительскими и профессиональными коллективами?
С.З.: Она заметна, конечно же. К любителям всегда меньше требований: выворотные ноги, вытянутые коленки, дотянутые подъемы, ровная спина, правильно ли держат руки… Дети-любители танцуют почти не по правилам, а так, как им удобно. А профессиональные участники должны танцевать по правилам. Все-таки у классического, и у народного, и у того же современного танца есть правила и законы. Перед тем как сделать какой-то шаг, нужно обязательно вытянуть ножку, колено, стопу дотянуть. Детей, которые занимаются танцем профессионально, этому учат и требуют это от них. Но я должна сказать, что, на удивление, было очень много коллективов и детей, которые участвовали в проекте как непрофессионалы, но порой казалось, что их выучка и подготовка были даже лучше в чем-то.
– А в чем это проявлялось? В исполнении технических элементов или, может быть, в эмоциях, которые они вкладывали в танец?
С.З.: Эмоционально старались выкладываться все дети, особенно в этот раз, потому что проект "Большие и маленькие" уже известный и популярный в России. Его любят и смотрят все, кто занимается танцем. И тем более те, кто хочет принять в нем участие, проходят большой отбор. В этом году было особенно много заявок, из которых отобрали порядка ста коллективов, а заявок было в 3-4 раза больше. И конечно, участники готовятся к тому, что их будут снимать камеры. Если обычно какие-то моменты могут быть незаметны на сцене зрителю, то камера схватывает все – вплоть до взгляда, поворота головы, причесок и деталей костюма. Поэтому те, кто приезжал в этом году, смотрели предыдущие сезоны и знают, как на телевидении все это выглядит, и думаю, что они готовились показать свои лучшие номера, привезти своих лучших танцовщиков.
– Чем лично вам запомнился новый сезон "Больших и маленьких"?
С.З.: Вы знаете, было 10 съемочных дней, и каждый день, каждая передача – это было какое-то открытие для меня. В этом году приехали участники с проблемами слуха, они вообще не слышат никаких звуков, и для меня их выступления стали откровением. Мне было очень интересно пообщаться с педагогом, посмотреть, как он с ними работает, какая у них поддержка. В таких коллективах большая роль и инициатива исходит прежде всего от родителей, которые заинтересованы в том, чтобы их дети развивались, танцевали, были как все. И они очень прилично выступали, несмотря на то, что некоторые совсем недавно начали заниматься и только делают свои первые успехи. Многие из них читают только по губам, и когда я задавала им вопросы, они так внимательно на меня смотрели, чтобы понять, о чем я их спрашиваю, и я старалась более четко произносить слова.
– Легко ли на вас произвести впечатление?
С.З. (смеется): Я обычный человек, если легко произвести впечатление на кого-то, то и на меня тоже, конечно же.
– Вы следите за дальнейшей судьбой понравившихся вам юных артистов, принимаете в ней участие?
С.З.: Многие коллективы, которые приезжали в этом году, я уже знаю. Я шесть лет провожу благотворительный фестиваль детского танца "Светлана" и знаю многих еще с тех пор, потому что они приезжали к нам на фестиваль, мы с ними общаемся, дружим. За многими слежу: наш балетный мир узок, и когда я вижу одаренных балетных детей, я их запоминаю.
– Вам удается сохранять беспристрастность по отношению к участникам, которых вы уже знаете?
С.З.: Мне удается, я же ведущая, я не ставлю оценок. Моя задача – всех поддерживать. Я даже в шутку называла себя адвокатом всех участников проекта "Большие и маленькие". Конечно, как профессионал я видела их недостатки и, может быть, порой видела даже больше недостатков, чем члены жюри, но моя задача была другой – заметить то лучшее, ту изюминку, которая есть у каждого исполнителя, коллектива.
– Светлана, уже известно, будет ли 5-й сезон "Больших и маленьких"?
С.З.: Я думаю, да, и более того, я уверена, что будет. Этот проект нужен. Он нужен детям и взрослым. Благодаря этому конкурсу мы узнаем, какие замечательные коллективы в России. Мы узнаем, что происходит с танцем в регионах. Иногда понимаешь, что им не хватает поддержки со стороны местного руководства. И очень часто бывало, что после выступления в проекте о них узнавали и начинали говорить. Поэтому я считаю, что "Большие и маленькие" – социально важный проект. Это важный проект для танцующей России, для ребят, которые посмотрят выступления своих ровесников и скажут: "Ну, вот простые дети танцуют – значит, и я могу". Для родителей, которые подумают: "А чем мой ребенок хуже, он тоже может" – и будут приводить их в танцевальные коллективы. А главное, они узнают, что в их городе есть такой замечательный коллектив, куда можно прийти заниматься, танцевать, да еще и попасть на телевидение – на канал "Культура". Так что конкурс очень нужный и важный, я его очень люблю и всегда с удовольствием принимаю в нем участие, помогаю чем могу. Для меня это уже близкий моему сердцу проект. Благодаря каналу "Культура" я получила вторую профессию – телеведущей. Руководитель канала Сергей Леонидович Шумаков поверил в меня и пригласил на эту роль, и продюсер Любовь Платонова поддерживала и всячески помогала, я ощущала их помощь и всей команды с первого моего появления на съемочной площадке на "Мосфильме". Мне кажется, что у "Больших и маленьких" все только начинается, ведь впереди еще много всего интересного.