Режиссер Арсений Мещеряков – о спектакле "Вий" в МХТ
Почему пропал Хома: оттого, что боялся, говорит Горобец, соученик Хомы. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже всё это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, все ведьмы.
Гоголь, пугая, больше смешил, на то и литературоведы всегда указывали. Гоголь и сам в предисловии к повести замечает: "Вий есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал".
То есть спектакль – это пересказ пересказа, и смешное со страшным легко сочетается. И Хома Брут не гибнет – так, исчезает. Он ведь и философ, в семинарии ученый, и на вопрос о виденных страстях, машет рукою и говорит: "Много на свете всякой дряни водится!". Режиссер Арсений Мещеряков спецэффектов не искал, проблему недостатка трюковых возможностей в театре решил по-своему.