"Вий" – премьера в МХТ имени Чехова
"Вий" – на сцене МХТ имени Чехова. Для постановки по повести Гоголя режиссер Арсений Мещеряков выбрал жанр хоррора, но при этом сочетает страшное с ироничным. О клоунаде на пороге смерти – Яна Музыка.
Что за чёрт? С этих слов начинается спектакль "Вий". За час с небольшим чёрта вспомнят еще не раз. Вот чёрт принес. Тебя никой чёрт не спрашивает. И сам я чёрт знает что. Режиссер Арсений Мещеряков считает: сказка – в том числе страшная – хороший сюжет для театра.
"В основе любого театра – и в этом я убеждаюсь все больше и больше – некая партитура, какая-то музыкальность, и фигура артиста, пластика, его хореография, синтетическое соединение света, звука, музыки, артиста, движения, то есть полное сплетение. Этим интересно заниматься", – поделился режиссер Арсений Мещеряков.
Арсений Мещеряков создает, по сути, масочный театр. В его постановках атмосфера так же значима, как сюжет. Как хорошо, что это реквизит, сделанный в цехах театра, а не настоящая вещь, говорит актриса Маргарита Якимова. Она человек суеверный и честно признается, что роль Панночки для нее вызов. Так что актриса для начала попросила режиссера полежать в этом гробу и на протяжении репетиций соблюдала все возможные приметы.
В МХТ Маргарита уже сыграла в спектакле "Русалка", и вот теперь "Вий". Актриса уверяет, что работать в постановках с инфернальной атмосферой ей интересно – это возможность проявить экспрессивность и темперамент. Образ Панночки создавался не по законам психологического театра.
"Вот это бешеное внутреннее желание уничтожить Хому стало проявляться. Если еще брать обстоятельство, что панночка все-таки полуживая, полунеживая, не могло быть какой-то бытовой пластики, поэтому родились эти движения", – поделилась актриса Маргарита Якимова.
Образ Хомы Брута подчиняется законам клоунады. Для актера Павла Филиппова ориентирами были Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд.
"Просто есть ситуация, которая ему отдается. Оп – и у него на спине старуха. Оп – и он ее уже бьет. Оп – и он почему-то оказывается уже в бричке вот с этими казаками. Оп – и почему-то они оказались в корчме. И вот эти оп-оп-оп или ой-ой-ой я стараюсь добавлять. Мне кажется, поэтому жанр клоунады", – пояснил актер Павел Филиппов.
У актера Ростислава Лаврентьева в спектакле несколько ролей: Ректор, Сотник, Вий. Прямо-таки сеть зла, заговор темных.
"Хома попадает на некую фабрику смерти, на которую его изначально заталкивает ректор, потому что он первый его, по Гоголю, отдает. Просто ни за что. Мало того, сейчас у нас этого текста нету, а он говорит: "Философа привязать, а то, не дай Бог, убежит". Поэтому, конечно, все эти люди завязаны в одну историю, которая тащит этого несчастного человека и приводит его в результате к гибели", – рассказал актер Ростислав Лаврентьев.
Хома долго пытался противостоять злу. И погубил его – страх.