Вспоминая Бориса Добродеева...
Ушёл из жизни киносценарист, драматург Борис Тихонович Добродеев – один из "отцов" биографической документалистики в советском кино. Ему было 95.
В фильмографии Бориса Тихоновича – более 80 картин. Он написал сценарии фильмов о Шостаковиче, Горьком, Чкалове. В 77-м за сценарий фильма "Девятая высота" о достижениях народного хозяйства Борис Добродеев получил Государственную премию РСФСР, а в 82-м стал обладателем Ленинской премии за многосерийный художественный фильм Льва Кулиджанова "Карл Маркс. Молодые годы". Также среди его достижений – приз Венецианского фестиваля за ленту "Первый учитель" в соавторстве с Чингизом Айтматовым. Борис Тихонович был номинирован на премию "Оскар" за документальную картину "Воспоминания о Павловске". В последние годы он много сотрудничал с телеканалом "Культура". Коллеги вспоминают о Борисе Добродееве как об одном из новаторов советской документалистики.
"Он прекрасно понимал и чувствовал то, что в документальном кино называется эмпатией, способностью переживать. Это не когда сопли, а когда человек становится вашим близким другом, когда фильм закончился", – отметил киновед, автор и ведущий программы "Документальная камера" Андрей Шемякин.
"Это всё какие-то открытия, пусть открытия неполные, но он все время находил, то главное, то важное, что надо было рассказать о человеке, он такой был сценарист-исследователь, вот он в этом качестве всегда выступал", – заметил кинокритик Армен Медведев.
"Совсем недавно по телефону мы разговаривали, и он сказал, приходи, надо поговорить, поговорить надо о том, как мы сегодня относимся к этому жанру неигрового кино, каковы успехи и я ещё раз должен сказать, что это человек – один из последних документалистов-драматургов, который работал вплоть до последних дней", – рассказал режиссёр, заведующий кафедрой режиссуры неигрового кино ВГИКа, народный артист России Виктор Лисакович.
Сценарии фильмов Бориса Добродеева отличало предельное внимание к первоисточникам: документам, дневниковым записям. Работая в тесном контакте с режиссером, Борис Тихонович всегда экспериментировал с формой подачи материала и всегда следовал строгим законам экранной драматургии, многие из которых именно он вывел впервые.
"Я долго блуждал в потемках, прежде чем я понял, что так же, как игровому кино необходима драматургия, эта драматургия, она совершенно особая, своеобразная, необходима и документальному фильму", – говорил сам Добродеев.
"Мне доводилось делать и монологического свойства картины, это первая картина о Коллонтай, допустим, а также диалогической формы. Это картина как раз "Друг Горького Андреева", где все персонажи включая Андрееву, Горького, Станиславского, Чехова, ведут как бы разговор о жизни", – отмечал он.
"Я каждый раз влюбляюсь в своих героев, это мне помогает вообще. Я начинаю понимать истоки их заблуждений, их ошибок, я никогда не смотрю через розовые очки на них, я стараюсь, в общем, сказать правду об этих людях, но они всегда меня увлекают и ведут по жизни, вот без работы, без открытия новых судеб, новых биографий, без новых картин, я просто не могу жить", – признавался он в одном из интервью.
В 22:30 памяти Бориса Добродеева смотрите на нашем канале документальный фильм "Сказки Венского леса".
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.