В Театре на Таганке – премьера спектакля "Поцелуй. Конармия"
Театральный режиссёр Денис Азаров поставил на сцене Театра на Таганке один из рассказов Исаака Бабеля из его сборника "Конармия". "Поцелуй" – история о любви во времена, когда рушится мир. Большую часть текста Азаров заменил пластикой. Ввёл новый персонаж – это Степь, о которой он говорит: "Всё проходит в этой жизни, мы встречаемся, расходимся, рождаемся и умираем. А Степь есть всегда. И мы ей не нужны". Сказанное очень похоже на строчку из Бродского про "пейзаж, способный обойтись без меня".
В этом спектакле мало света и мало слов, но те, что есть – глубокие, ёмкие со множеством смыслов. Режиссер Денис Азаров взял за основу один из текстов "Конармии" Бабеля – "Поцелуй". Родилась новая история – о том, как герои могли бы жить, говорить и любить.
Главный герой Лютов отправляется на службу в Первую Конную армию, которую возглавляет Буденный. С трудом вписывается в атмосферу сражений и убийств. Но у него вполне конкретная задача: максимально достоверно описать то, что видит – в своих текстах.
"Он же говорит там, мол, я не умею выдумывать, мне нужно знать всё. И он, как в своё время Горький ему сказал, что да, у вас есть талант, но идите в народ. То есть идите и впитывайте что-то настоящее", – пояснил актер Павел Лёвкин.
В этой чуждой для себя атмосфере Лютов встречает Елизавету Томилину – одинокую женщину, вдову, которая воспитывает сына и ухаживает за стариком-отцом. И в этой тяжелой жизни ей сложно открыться новым чувствам.
"Это женщина, которая потеряла любимого человека на Германской войне, и которая боится испытать любовь вновь. Но к любви стремятся все, поэтому естественно, что эти чувства берут над ней верх", – заявила актриса Дарья Авратинская.
Именно любви больше всего не хватает сослуживцам Лютова – семь казаков, которые не успели поцеловать возлюбленных, родить детей, построить дом и много еще чего не успели. И к каждому из них приходит сон. Им снится образ прекрасной девушки, как глоток свободы и несостоявшейся другой жизни.
У Марии Матвеевой в этой постановке необычная роль: её героиня – Степь. Она же – девушка, являющаяся во снах. Та, что даёт надежду и помогает жить дальше. В то же время Степь – это и место, где многие из них останутся навсегда.
"Это Степь, земля, что-то такое растворяющееся, то, что манит, привлекает, но в то же время отталкивает. Это то, что может затянуть и при этом дать свободу", – пояснила актриса Мария Матвеева.
Изначально спектакль планировали сделать практически без слов, на одной пластике. В итоге пришли к форме драматического спектакля с большим количеством пластических решений. Хореограф Анна Закусова – сторонница импровизаций: многие движения придумали сами актеры.
"Мы где-то 3 месяца с ними просто друг к другу притирались, искали язык, я всегда отталкиваюсь от артистов. То есть у меня есть какое-то представление, что это будет. И в тренингах мы обнаруживаем что-то совместное", – поделилась хореограф Анна Закусова.
Эти необычные танцы повторяются циклами, и на каждом новом витке драматизм нарастает. Такая цикличность – это попытка передать ощущение бесконечного стремления к тому, что может никогда не произойти. Но в ключевой сцене спектакля поцелуй главных героев всё же происходит.
"Люди пытаются реализовать свою попытку на кусочек счастья в очень ужасных обстоятельствах. Когда вот совсем не человеческие обстоятельства! И люди всё равно, они пытаются хотя бы пробовать любить, пробовать оставлять себе форточку надежды, даже если они понимают, что это абсолютно бессмысленно", – заметил режиссер.
Судьба дарит главным героям еще один шанс встретиться, но рядом со счастьем идет горе: семь сослуживцев навсегда остаются в той самой Степи, которая однажды подарила им надежду.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.