"Фантазии Александра Лабаса" можно увидеть в Санкт-Петербурге
Художник Александр Лабас говорил, что его футуристические картины зазвучат в полную силу лет через пятьдесят или сто. Насколько точным был этот прогноз – можно увидеть на выставке "Фантазии Александра Лабаса" в Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков. Репортаж Екатерины Фисенко.
За окном – Москва, на столе – микроскоп, в кресле спит маленькая девочка. В снах ее целая вселенная – разноцветная и притягательная. На картине внучка художника Александра Лабаса, ученика Малевича и Кандинского. Лабас написал картину в 83 года.
"Мы видим в окне реальный мир и в то же время видим тот космос, вселенную, которые интересовали дедушку. И называется картина "Сон биолога", но биолог – его сын, то есть мой папа. И вот он через поколение показывает спящего ребенка – новое поколение, новую жизнь, но во сне он показывает то, что интересует его самого", – рассказывает внучка художника, президент Фонда А. Лабаса и Р. Идельсон Алиса Лабас.
Та же вселенная в соседнем зале – немыслимые сочетания. Лабас не знал, как выглядит космос, какого он цвета, что там, за солнечной системой, но тема не оставляла его всю жизнь. Город то ли будущего, то ли инопланетный – фантазии художника выливались на бумагу.
"Вот эти существа, которых мы видим, – это его персонажи, персонажи космического мира инопланетных цивилизаций. Причем, обратите внимание, у двух из них крылья раскрыты, как у ангелов, то есть в представлении художника это не злобный мир", – объясняет директор Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков Марина Джигарханян.
Фантазий было очень много. Александр Лабас уезжал на дачу и привозил целую папку эскизов. Творил постоянно, везде. Вдруг приходила идея, и тут же воплощалась. Страна и мир знают его по совсем другим произведениям – реалистичным. А эти картины, наброски, эскизы, – то, что очень занимало его, – хранились в семье, выставлялись лишь однажды, в Москве.
"Если бы он не верил в себя, он бы не творил. У него большое наследие. Придешь к нему в мастерскую – он работает, придешь к нему домой – сидит перед телевизором и "почеркушки" такие красивые делает", – вспоминает основатель Фонда А. Лабаса и Р. Идельсон Раймонда Лабас.
ХХ век очень шел Александру Лабасу. Его открытия, его ожидания...
Подобные существа вполне могли жить на отдаленных планетах. По задумке кураторов эта стена – вселенная Лабаса. И каждое отверстие – планета на звездном небе со своими обитателями.
Жители отдаленных планет – гигантская серия. Розовый лист бумаги навеял художнику этот образ, или образ был, а цвет листа подбирается под него? Существо в погонах и фуражке или звероподобный инопланетянин. Александр Лабас не знал, кого люди встретят в Космосе, но очень надеялся, что эта встреча произойдет.